ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ ПРОЕКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Автор методических материалов:

Максимова Татьяна Дмитриевна,

руководитель школьного научного общества учащихся «Эрудит»,

учитель физики высшей квалификационной категории

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Основное требование, которое должно предъявляться к деятельности современной школы – адекватность проблемам, стоящим  перед человечеством:

-       глобальная деградация среды обитания;

-       социальные потрясения;

-       нравственный релятивизм;

-       «взрывной» рост знаний;

-       быстрая смена технологий;

В настоящее время конкурентоспособность национальных экономик на мировом рынке все в большей мере зависит от достижений в области передовых технологий, которые в свою очередь требуют интеллектуальной инфраструктуры, гарантированного обеспечения квалифицированными специалистами. Необходимость создания условий для развития талантливой молодежи диктуется осознанием того факта, что возникновение демократических институтов, жизнь в условиях открытого общества невозможны без наличия компетентных, неординарно мыслящих, способных к творчеству и проектной деятельности людей.

 

Обновление школы осуществляется в направлении создания оптимальных условий для развития каждого ученика, для формирования человека с новым уровнем сознания, способного к самооценке и критическому мышлению.    Это приводит к смещению конечной цели образования со знаний на компетентности.

Компетентность – некая интегральная способность решать возникающие в различных  сферах жизни конкретные проблемы.

Компетенция – способность выполнять целостное, грамотное действие, решать реальную задачу.

Компетентностный подход лежит в основе концептуальной политики государства.

Стратегическая цель образования, стоящая перед педагогическим коллективом нашей школы: формирование личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности.Достижению данной цели способствует организация проектной деятельности учащихся.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего, личностно-ориентированного обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным, жизненно важным проблемам.

Метод  проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет эффективно организовать не только учебную, но и воспитательную работу со школьниками. В нашей школе успешно реализуются общешкольные творческие проекты на базе ИКТ – коллективно-творческие дела: «Дни науки», «Нобелевские чтения», «Под крышей дома своего» (юбилей школы), «День памяти Ивана Даниловича Черняховского», регламентированные дискуссии («Нравственность и наука, добро и истина», «Герб родного города»).

На базе школьного музея  «Подвиг и судьбы» созданы творческие группы педагогов, учащихся и выпускников нашей школы, которые проводят исследовательскую работу по истории Воронежского края и родной школы. В результате проектной деятельности с использованием мультимедийных технологий был создан пакет электронных презентаций  патриотического,  краеведческого характера: «Летопись школы» (история создания и развития родной школы с 1936 года по настоящее время; учительские династии в истории школы; учителя-выпускники школы), «Слобода Монастырщенка» (история микрорайона, в котором расположена школа), «История создания герба города Воронежа».

В ходе реализации данного проекта была сделана попытка найти истинное содержание «патриотизма» и его место в процессе воспитания подрастающего поколения. Проектные материалы нашли широкое применение в практической деятельности педагогов, классных руководителей при проведении учебных занятий, внеклассных мероприятий.

Разработчики проектов ежегодно становятся победителями, призерами и лауреатами международных, Российских, региональных олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций.

Эти результаты свидетельствует о том, что мультимедийные проекты являются в наше время очень актуальными, и уже достаточно распространенными в практике преподавания общеобразовательных предметов и  воспитательной деятельности в нашей школе.

Организация обучения и воспитания на базе проектов с использованием информационных и коммуникационных технологий позволила раскрыть творческий потенциал учащихся и педагогов школы. Педагогический коллектив  пришел к выводу о перспективности и необходимости  дальнейшего использования метода проектной деятельности на базе ИКТ  в учебно-воспитательном процессе школы. Было решено разработать модель общешкольного прикладного проекта на базе ИКТ в социально-культурной сфере для организации воспитательно-профилактической деятельности.

В ходе поиска новых психолого-педагогических идей в организации профилактики асоциальных явлений в образовательном учреждении  была разработана концептуальная модель деятельности «Школьного центра профилактики наркомании» и развернута работа по предотвращению наркозависимости. Учащиеся школы и педагоги с большим энтузиазмом взялись за реализацию данного проекта, который позволит  совершенствовать работу образовательного учреждения по пропаганде здорового образа жизни и   будет способствовать дальнейшему развитию школьного самоуправления.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ  ТЕМЫ ПРОЕКТА

Для Воронежской области и ГО г. Воронеж характерно устойчивое сокращение численности населения. Анализ демографического кризиса подтверждает представления о том, что смертность совпадает с динамикой потребления алкоголя и нараставшим в указанный период наркопотреблением, а также ростом табакокурения. Эпидемия инъекционной наркомании тоже вносит огромный вклад в высокую смертность молодежи. Эти два фактора объясняют большую часть депопуляции в Воронежской области, так как они влияют не только на смертность, но и на рождаемость, обуславливая сверхсмертность в репродуктивных возрастах.

Наркологическая ситуация среди детей Воронежской области отражает ситуацию, происходящую в целом по стране. Анализ показателей официальной медицинской статистики говорит о продолжающемся вовлечении значительной части детского и подросткового населения страны в незаконное потребление наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ).

Наркологическая служба  Воронежской области обладает слабой материально-технической базой, по уровню развития занимающей одно из последних мест в Российской Федерации. Проводятся мероприятия, направленные на стабилизацию и улучшение наркологической ситуации в Воронежской области – усиление профилактического компонента.

Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов, социальных педагогов и психологов школ и ВУЗов области. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов.

Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы. Цели такой работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления. Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

  • распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотреблении наркотических средств;
  • · формирование у подростков навыка анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения;
  • предоставление альтернатив наркотизации.

Исходя из этого, педагогический коллектив нашей школы строит свои профилактические программы (приложение № 1, приложение № 2). В нашем учебном заведении воспитательная деятельность строится на принципах позитивной профилактики. Главным направлением в профилактике мы считаем работу с нормальными детьми с целью формирования у них знаний, привычек и способностей к здоровому образу жизни. Наиболее успешно реализуются профилактические программы, в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется через игру, через проигрывание и переживание ситуации, а не заучивание сообщенного взрослым «правильного ответа».

Необходимо создавать программы нового поколения: тренинги и другие активные методы обучения, направленные на повышение ценности здоровья и других жизненных установок, а также развивать создание подросткового волонтерского движения. Эта форма профилактической работы наиболее эффективна и перспективна. Важно, когда сами подростки активно участвуют в формировании здоровой среды и здоровых интересов среди сверстников. Получение максимально эффективной отдачи от деятельности волонтеров достигается за счет того, что возраст лекторов не сильно разнится с возрастом аудитории – так что психологических барьеров нет, общение непринужденное, к тому же легко обнажаются острые проблемы, интересующие молодых людей, и появляется возможность совместного поиска путей их решения.

С помощью открытых дискуссий, диспутов, психологических игр, творчества – театр, кино, искусство, конкурсов, акций, выпуска школьных газет, выступления школьных агиттеатров, кружков по интересам можно планомерно воспитывать позитивные формы самоутверждения, необходимость жить без наркотиков, уверенность жить свободной, интересной, творческой жизнью.

Главное, профилактическая работа должна носить систематический характер, а не быть разовым мероприятием, проведенным  для галочки. Нужен комплекс продуманных, хорошо организованных и эффективных мероприятий.

2. СУЩНОСТЬ ПРОЕКТА

«Годы юности – самые трудные годы.

Ибо это – годы выбора».

Иммануил Кант

 

Проектирование (от латинского слова projectus - брошенный вперед, находящийся впереди) предполагает, во-первых, построение мыслительного (идеального) образа желаемого – «XXI-й век без наркотиков», а, во-вторых, реализацию проекта, т.е. последовательное движение к этому образу в реальном времени и в реальных условиях.

Сущность метода проектов состоит в том, чтобы решить некоторую, сравнительно большую задачу, выполнив все необходимые для этого шаги – начиная со сбора информации, через ее анализ и заканчивая оформлением результата. Независимо от того, что является сутью проекта, его выполнение ведет к развитию навыков решения реальных задач, так как задает алгоритмы и прививает правильные навыки их решения.

«Школьный центр профилактики наркомании» является практико-ориентированным (прикладным) проектом.

Такие проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Прикладной проект требует: тщательно продуманной структуры; определения функций каждого из участников; оформления результатов проектной деятельности; «конечного продукта»; презентация полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику; внешней оценки проекта.

 

2. 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Координационный совет, корректировку работы творческой группы осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе;

Социально-аналитическая служба, корректировку работы творческой группы осуществляет социальный педагог;

Психологическая служба, корректировку работы творческой группы осуществляет педагог-психолог;

Информационно-аналитическая служба, корректировку работы творческой группы осуществляет руководитель школьного научного общества;

Отдел социальной рекламы (изготовление рекламных проспектов, буклетов, листовок, брошюр, плакатов, афиш и т.д.);

Информационный отдел (обновление материалов школьного сайта, выпуск стенгазет, информационных бюллетений, фотопрезентаций и т.д.);

Лекторская группа, корректировку работы творческой группы осуществляет руководитель школьного музея «Подвиг и судьбы»;

Театрально-концертная группа, корректировку работы творческой группы осуществляет руководитель школьного театрального кружка;

Данный проект рассчитан на учащихся старшего подросткового возраста - «возраста принятия решений» (14 – 17 лет).

Целевая аудитория: педагогический коллектив и коллектив учащихся  и выпускников образовательного учреждения, родители учащихся.

Активные и инициативные молодые люди, объединяясь в добровольческие группы и, ведя пропаганду здорового образа жизни, реализуют свою позитивную гражданскую позицию и показывают тем самым пример своим сверстникам.

Проект «Школьный центр профилактики наркомании» помогает молодым и талантливым ребятам выразить свое отношение к наркотикам.

Создаются творческие группы (школьники, студенты, школьные педагоги, педагог-психолог, социальный педагог, преподаватели вузов), которые проводят исследовательскую работу по одному из направлений данной тематики, результаты деятельности оформляются в виде письменных отчетов, статей, выступлений на конференциях и т.д. Итогом работы творческой группы является создание мультимедийного проекта – пакета электронных презентаций,  компьютерных учебных программ, видеопособий, учебных пособий, проведение общешкольного мероприятия, массовой антинаркотической акции.

Формирование творческих  групп  осуществляется  таким образом, чтобы в каждой из групп присутствовали учащиеся с различными навыками  работы с компьютером. Это позволяет им учиться друг у друга во время работы над проектом, более успевающие учащиеся смогут помочь своим товарищам,   используя стратегию взаимопомощи.

В ходе исследовательской деятельности учащиеся используют информацию из учебных пособий, периодических изданий, научно-популярной литературы, глобальной сети Internet.

Работа над проектом позволила сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, научила проверять ее достоверность, понимать уровень компетентности использованных источников и обязательно сопоставлять несколько источников, прежде чем воспользоваться информацией.

Готовя исследовательский проект, разработчики  анализируют огромное количество информации, выбирают наиболее актуальные, значимые, достоверные, интересные сведения по теме исследования. В результате подготовительной работы отбирается  информация, объективно ценная и интересная для всех читателей (слушателей), а не только для одних  авторов.  Но в традиционном виде, на бумажном носителе, она доступна лишь ограниченному числу людей. Поэтому, перед группой исследователей встает  задача: сделать ее доступной всем интересующимся данной проблемой. В этом  помогают современные информационные технологии, позволяющие создавать эффектные мультимедийные программы, которые, будучи размещены в глобальной сети, становятся частью мировых информационных ресурсов.

Информационные технологии в этом проекте не является предметом изучения. Они используются здесь именно так, как это делается во «взрослой» жизни, - как универсальные инструменты, способные помочь в решении самых разнообразных задач, стоящих перед современным человеком. Поэтому разработчикам проекта предстоит примерить на себя «костюм» взрослого человека, для которого компьютер – один из атрибутов жизни. Важный атрибут, но не самый главный. Главное – это умение думать, фантазировать, анализировать, ставить задачи и решать их (как самостоятельно, так и сообща). Вместе с тем проекты, которые учащиеся будут выполнять вместе со своими товарищами, позволят развить их компьютерные навыки и приобрести необходимый опыт.

В рамках реализации прикладного проекта «Школьный центр профилактики наркомании»  учащиеся будут решать следующие задачи:

  • создания и форматирования документов, в этом числе информационных бюллетеней (в виде простых документов или документов на уровне настольных издательских систем), добавления примечаний и т.п. с помощью программы Microsoft Word;
  • сбора, анализа и управления данными для разработки социологических отчетов и анализа результатов в программе Microsoft Exсel  с помощью рабочих листов и формул;
  • поиска, сбора, анализа и систематизации данных, полученных благодаря работе в сети Интернет и с другими источниками информации;
  • создание и определения структуры презентаций, в которых используется графика, анимация и звуки, с помощью программы Microsoft PowerPoint;
  • создание баз данных для хранения, организации и сортировки важной информации с использованием приложения Microsoft Access;
  • общение по электронной почте с помощью программы Microsoft Outlook;
  • делового общения при совместном решении вопросов;

Кроме того, будут активно использоваться  программы:

  • Internet Explorer – для просмотра и поиска информации в Интернете;
  • Microsoft Paint, Microsoft Photo Editor, Adobe Photoshop – для создания, сканирования и обработки изображений

 

2.2 ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

  • воспитание и развитие учащихся и студентов, создание условий для их самоопределения, самореализации;
  • выявление наиболее одаренных  студентов и учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
  • формирование творческой разносторонне развитой личности;
  • ориентация молодежи на познание как ценность;
  • формирование у молодежи представлений о ценности научных знаний в современном мире;
  • формирование позитивного образа будущего;
  • формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек;

 

2.3  ЗАДАЧИ:

  • воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;
  • формирование у учащихся коммуникативных знаний и навыков, а также представлений о своем физическом и психическом Я;
  • формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения;
  • развивать навыки научно-исследовательской деятельности, умений выдвигать гипотезы  и находить средства их адекватного изучения,  умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
  • развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой,  умений ориентироваться в информационном пространстве;
  • повышение социального статуса знаний;
  • создание системы взаимодействия школа – вуз – регион;
  • создание наглядных пособий пропагандирующих здоровый образ жизни, содержащих графическую, текстовую и звуковую информацию для проведения конференций, семинаров и совещаний, торжественных мероприятий, практических занятий школьников, которое может использоваться на уроках в процессе объяснения материала учителем или докладов учащихся.

 

2.4. ФОРМЫ РАБОТЫ:

Общешкольные мероприятия, реализуемые в рамках проекта «Школьный центр профилактики наркомании»:

  • Массовые акции:

- спортивные мероприятия;

- концерты («Война без линии фронта», «Вместе мы – сила»,

«Война и мир очень похожий на войну»);

- спектакли;

- выступления агитбригад («Наркотики – тот же терроризм», «Как

пустить под откос наркопоезд»), команд КВН («Пришла беда,

затворяй ворота», «Порок за порог»);

  • Творческие конкурсы
  • «Открытый показ» - работа клуба антинаркотического кино
  • «XXI век без наркотиков» - работа дискуссионного клуба
  • «Зона права» - правовой лекторий (информационно-практические беседы)
  • НОУ «Эрудит» (научное общество учащихся МОУ СОШ №22 имени генерала армии Черняховского И.Д.):

- научно-практические конференции;

- «Мозговой штурм», «Ярмарка идей», мероприятия направленные  на поиск нетривиальных способов решения проблемных ситуаций.

  • •индивидуальная работа;
  • • работа с научной литературой;
  • •работа в  глобальной сети Internet;
  • •самостоятельный поиск информации, анализ и отбор необходимых фактов по предложенной тематике,  представление результатов исследования  в виде выступлений, электронных презентаций, письменных отчетов о проделанной работе;
  • •изготовление компьютерных учебных программ, видеопособий, учебных пособий;

Практическая реализация данного проекта не потребует больших финансовых вложений, так как в настоящее время в школах имеется необходимое компьютерное оборудование (компьютер, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, флеш-карта) и  бесплатный доступ в   глобальную сеть Internet.

Финансовые средства потребуются для приобретения научной и справочной литературы по теме исследования, CD-R дисков,  бумаги и краски для принтера, создания призового фонда для наиболее активных разработчиков электронных обучающих пособий.

 

3. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Перед членами творческой группы аналитиков была поставлены сложные задачи: осуществить аналитический обзор  по проблеме наркозависимости, провести исследования проблемы профилактики вредных, саморазрушающих привычек человека.

Аналитический обзор - это уникальный информационный продукт, способный предоставить ученому и специалисту полную и концентрированную информацию с помощью присущих только обзору способов классификации, анализа, оценки и прежде всего - концентрации разбросанного по различным источникам ценного материала. Обобщая данные о научных достижениях, концепциях, сложных задачах и различных подходах к ним, аналитический обзор становится информационной моделью решения поставленной проблемы, развития данной сферы деятельности.

Аналитика есть не что иное, как разбор, способ решения вопроса от следствий к началам или от действий и явлений к причинам. Анализировать, значит доискиваться подробностей.

Аналитический обзор специальной литературы предваряет любое исследование и представляет собой связное изложение проблемы на основе использованных источников, с обоснованием актуальности темы, степени ее разработанности, раскрытием основных дискуссионных моментов и определением возможных путей решения проблемы. Обязательно соблюдение библиографической культуры: цитирования источников, указания в списке всех проанализированных материалов.

Такой анализ позволил бы сформулировать выводы работы и, возможно, предложить свои оригинальные подходы к решению тех или иных проблем.

Проектной команде приходится во многом самостоятельно планировать и выстраивать свою работу в проекте, ставя перед собой все новые вопросы и находя на них ответы, двигаться к конечной цели.

Практический проект, как правило, востребует знания из самых разных областей, требует от разработчика широкого кругозора и постоянной готовности осваивать и получать новое знание. Поэтому составной частью проекта часто становится исследование.

Целью исследовательской деятельности является решение учащимся творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающее наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

В нашей школе успешно работает научное общество учащихся «Эрудит». НОУ «Эрудит» состоит из трех секций: естественнонаучной, гуманитарной, социально-экономической. Члены НОУ «Эрудит» совместно с научными руководителями приступили к  научно-исследовательской работе по темам:  «Религия против опиума для народа», «Космический патруль (система тотального контроля за посевами наркосодержащих растений)», «Нарконашествие времен Гражданской войны», ««А что у Вас?» Спрашивает ООН», «Проблема наркомании – исторический обзор», «Механизм воздействия наркотиков на разные структуры головного мозга»,  «Наркотизация, как саморазрушительное поведение», «Лечение игромании», «Лексика языка и наркотики», «Маниакально-депрессивная зависимость от виртуального мира глобальных сетей», «Энергетические напитки», «СМИ и наркотики: что и как писать».

Главный смысл учебного исследования - развитие личности учащегося, приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, исключающий в свою очередь применение шаблонов.

Аналитический обзор представляет большие возможности для интегрирования данных из разных сфер исследований и наблюдений, их анализа и обобщения, разработки концепций и сценариев развития.

 

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

На предварительном этапе реализации проекта «Школьный центр профилактики наркомании» был проведен социологический опрос среди старшеклассников с целью выявления их отношения к проблеме наркомании, алкоголю и табакокурению. Осуществлялось анкетирование учащихся в поисках ответа на вопрос:  насколько готовы старшеклассники к ожидающей их «социализации», к вхождению в мир взрослых.

В результате социологических исследований был сделан вывод: у старшеклассников нет достаточных навыков и знаний для социального приспособления к условиям реальной жизни, для борьбы с искушением наркотиками.

Для старшеклассников необходимы специальные занятия, направленные на удовлетворение познавательной потребности и способствующие самоанализу.

Подростков интересуют не «застывшие» знания в виде законов и правил, а живое, динамическое, находящееся в пределах досягаемости знание о реальной жизни.

Перед творческой группой была поставлена задача: разработать модель работы с подростками, потенциально предрасположенными к употреблению наркотиков.

Усилия педагогической службы «Школьного центра профилактики наркомании» направлены на разработку адаптационного курса, который поможет разрешить личностные проблемы подростков при вступлении во взрослую жизнь. Основной особенностью этого проекта является возможность изменять убеждения и намерения подростков в направлении социально приемлемых форм бытия и развития.

Психологическая служба «Школьного центра профилактики наркомании» сформулировала стратегическую цель свой деятельности: помочь подростку воспринимать предложения попробовать наркотик не как сиюминутное баловство, а как действия, посягающие на его личностную стабильность и жизненные интересы.

  • Диагностика уровня предрасположенности к наркозависимости
  • Выбор методов профилактики
  • Суть профилактики: выявить степень предрасположенности, а затем понизить уровень тревожности приобщения к наркопотреблению (см. приложение № 3)
  • Если работа проведена качественно, подростки начинают рассуждать о наркотиках на более низком уровне.

Достижению поставленной цели способствует применение психологических техник:

  • психологические техники, изменяющие жизненную позицию;
  • психологические техники, формирующие недостающие убеждения;
  • психологические техники, изменяющие формы поведения в прежней социальной среде;

Процедура техники обеспечивает:

  • изменение отношения к проблемным ситуациям, порождающим   глубинные убеждения;
  • изменение в позитивном ключе жизненных установок подростка;
  • коррекция подсознательных установок восприятия с целью обеспечения спокойного взгляда на проблемную ситуацию;
  • создание возможности восприятия новых вариантов поведения и стоящих за ним убеждений;

Источником формирования убеждения является яркое эмоциональное переживание. Поэтому, при передаче информации разработчики проекта старались использовать методические средства, позволяющие наиболее эффективно воздействовать на эмоциональную сферу учащихся:

  • Психологические упражнения и игры;
  • Творческие этюды;
  • Различный иллюстративный материал;
  • Стимульные аудио- и видеоматериалы;
  • Фрагменты литературных произведений;

Психологическая служба «Школьного центра профилактики наркомании» стремится к тому, чтобы привычка к здоровому образу жизни возникла у детей не в силу формального подчинения требованиям взрослых, а в силу глубоких внутренних мотивов.

5. ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ  «XXI ВЕК БЕЗ НАРКОТИКОВ»

Результаты проектной деятельности творческих и исследовательских групп  «Школьного центра профилактики наркомании» используются для  проведения итогового общешкольного внеклассного мероприятия - регламентированной дискуссии.

Мероприятие проводится по следующему плану:

  • проведение классных часов, в ходе которых разработчики проекта знакомят учащихся с результатами своей работы – материалами электронных презентаций;
  • организация творческого конкурса учащихся по данной теме;
  • организация и проведение регламентированной дискуссии;

Все учащиеся, которых заинтересовала обсуждаемая тема, могут принять участие в творческом конкурсе. Участники выполняют следующие виды творческих работ:

-       рисунок (изобразительное искусство и компьютерная графика),

-       настенная газета;

-       макет (декоративно-прикладное искусство, художественно-техническое моделирование);

-       литературно-журналистское произведение (проза), стихотворение;

-       электронная презентация,

В качестве альтернативы вместо презентации PowerPoint можно предложить учащимся следующие формы представления результатов:

-       газета;

-       информационный бюллетень (журнал);

-       буклет;

-       фотопрезентация;

-       веб-сайт;

-       реферат (письменная работа);

-       видеофильм.

Поданные конкурсные работы оцениваются членами жюри по следующим критериям: глубина проработки выбранной темы; новизна и оригинальность изложения; уровень самостоятельности участника; творческий, нестандартный подход в создании иллюстративного материала; качество и аккуратность при оформлении работы.

Результаты проведения творческого конкурса анализируются, и   составляется программа проведения внеклассного мероприятия - регламентированной дискуссии  по темам:

- «Игромания» (влияние компьютера на психику человека: …можно ли сравнивать фанатов компьютерных игр с наркоманами;  …компьютерные игры могут быть полезны; …решать конфликты мирным путем детей научит видеоигра; …мозг геймера воспринимает игру как реальность),

- «Пронаркотическая запрограммированность» (почему подростки наиболее подвержены наркомании: … давно ли появились наркотикоподобные вещества; …как ведется борьба с наркоманией в разных странах; …почему в некоторых странах с этим не борются; …кто становится наркоманом; …какие могут быть дети у наркоманов; …наркоман это больной или плохой человек; …как меняется личность человека, который начал принимать наркотики)

Цели и задачи  проведения внеклассного мероприятия:

  • развитие творческих способностей учащихся;
  • создание условий, способствующих осмыслению учащимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности;
  • создание условий для обмена мнениями, формирования умений формулировать и отстаивать собственную точку зрения;
  • развивать умение сопоставлять и сравнивать различные точки зрения;
  • способствовать развитию способностей учащихся к выстраиванию собственной  стратегии коммуникации с самооценкой ее результативности;
    • способствовать формированию стремления искать конструктивные способы решения проблем; представления о том, что употребление ПАВ не решает, а усугубляет жизненные проблемы;
    • способствовать формированию ответственного отношения к своему будущему;

Оборудование:

-       компьютер,

-       мультимедийный проектор;

-       экран;

-       материалы электронных презентаций;

-       творческие работы участников конкурса;

В докладе может быть отражена их собственная точка зрения, которая не совпадает с общепринятой. Каждый участник регламентируемой дискуссии имеет право выступить оппонентом по проблемам, рассматриваемым в ходе мероприятия.   Участники регламентируемой дискуссии могут в корректной форме задавать вопросы по заинтересовавшей их проблеме.

В ходе проведения регламентированной дискуссии подводятся итоги творческого конкурса, устраивается выставка творческих работ участников конкурса.

 

6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация предложенного проекта будет способствовать достижению следующих результатов:

  • формирование  гражданской позиции молодежи;
  • совершенствование практических навыков (работа на компьютере) и одновременно углубление теоретических знаний в области здоровьесберегающих технологий;
  • расширение информационного поля в  правовой области;
  • создание обучающего электронного пособия – пакета мультимедийных презентаций   по проблемам  здорового образа жизни;
  • развитие системы взаимодействия школа – вуз – регион;
  • формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе;
  • формирование навыков конструктивного поведения при общении с людьми, имеющими отличные точки зрения;
  • формирование убеждения, что употребление наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ) является ложным способом решения жизненных проблем;

Объективно проверить эффективность проведенной с учащимися профилактической работы достаточно сложно. Тем не менее, только жизненный путь каждого учащегося в дальнейшем покажет в полной мере, насколько полезными были эти занятия.

Предлагаемый проект может найти практическое применение при  организации воспитательно-профилактической деятельности в образовательных учреждениях, при проведении занятий элективных курсов по пропаганде здорового образа жизни, по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних (при проведении лекций,  диспутов), в деятельности  классных руководителей.

Практическое использование методических материалов данной работы будет способствовать внедрению в образовательный процесс современных форм и методов воспитательной деятельности.

Использование методики проектной деятельности на базе ИКТ окажет благотворное влияние на совершенствование работы образовательных учреждений по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, профилактике асоциальных явлений в молодежной среде, пропаганде здорового образа жизни подрастающего поколения.

7. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости. Практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. Творческий центр «Сфера». - М., 2002.
  2. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска. Руководство для специалистов социальных практик. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. - М., 2004.
  3. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11-х классов. Академия развития. Академия Холдинг. Ярославль, 2003.
  4. Вострикова Н.В., Харитонова Н.К. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации (руководство для школьных и клинических психологов, специалистов образовательных учреждений, социальных работников). – М., 2003.
  5. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами. – Спб., 2002.
  6. Макеева А.Г. Не допустить беды: 15 ответов на трудные вопросы. Пособие для работы с учащимися 10-11 кл. В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами. – М., 2003.
  7. Открытый урок нашей общей тревоги. Книга-спутник педагога в организации антинаркотической профилактики в школе.- Новосибирск, 2003.
  8. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: сб., программа - под ред. Л.М. Шипициной. – Спб., 2003.
  9. Психологические программы занятий с детьми и подростками по профилактике зависимостей от психоактивных веществ. Учебно-методическое пособие/под ред. В.Ф. Трещалина, Л.М. Род. – Воронеж, 2007.
  10. Учитель - ученик: от сердца к сердцу невидимая нить. В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами/сост. Г.Н. Тростанецкая. – Новосибирск, 2003.
  11. Организация профилактической работы по предупреждению употребления несовершеннолетними психоактивных веществ/ Составление  Е.И. Воротникова, Л.В. Род. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007.

Подборка ресурсов по теме:

  1. http://www.notodrugs.ru/
  2. http://www.antidoza.ru/
  3. http://www.badstory.org/
  4. http://www.addictive.ru/
  5. http://www.apatity.mels.ru/narkotik/pages/narkotik.htm
  6. http://narcotism.ru/
  7. http://www.doktor.ru/qa/narko/38990/39022/
  8. http://www.rednet.ru/~alexds/lekcija.html
  9. http://www.narco-city.ru/pol/narco-vid.htm
  10. http://www.kleo.ru/Stat/Lena/Narkomani.shtml
  11. http://www.rostovbeznarkotikov.ru/
  12. http://www.narkologiya.ru/
  13. http://www.ill.ru/news.art.shtml?c_article=750
  14. http://www.beznarkotikov.ru/bez_narkotikov-part2.htm
  15. http://www.narko-net.ru/
  16. http://revolution.allbest.ru/medicine/00004137_0.html
  17. http://www.vitaminov.net/rus-28958-0-0-9790.html
  18. http://id-narkonet.ru/welkom.htm
  19. http://www.medkrug.ru
  20. http://www.drugme.ru
  21. http://www.antiukurik.narod.ru/
  22. http://www.03.ru/