Положение о службе школьной медиации

Принято

педагогическим советом

(Протокол № 1 от 27.08. 2014г.)

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 22

____________Н.Н. Ломец

«29 » сентября 2014г.

(Приказ от 29.09.2014 г.  № 245)

 

Посмотреть скан-копию документа


Положение о службе школьной медиации

МБОУ СОШ № 22

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее положение разработано в соответствии с:

-       Конституцией Российской Федерации;

-       Гражданским кодексом Российской Федерации;

-       Семейным кодексом Российской Федерации;

-       Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ

-       «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

-       Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-       Конвенцией о правах ребенка;

-       Конвенцией о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге 1980, 1996, 2007 годов;

-       Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника
(процедуре медиации)».

1.2. Служба школьной медиации  является структурным подразделением МБОУ СОШ № 22.

1.3. Служба осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с областным ресурсным Центром, органом опеки и попечительства, с органами государственной и муниципальной власти, учреждениями социальной защиты, здравоохранения и образования, правоохранительными органами.

1.4. Служба функционирует в соответствии с планом работы службы на год, положением о службе школьной медиации.

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ.

2.1. Основная цель служб школьной медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

2.2. Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих основных задач:

-       создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;

-       создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным (общественно опасным) поведением, детьми, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;

-       внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;

-       интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание  служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;

-       повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска, существующими органами и организациями по работе с детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества, оптимизация системы таких органов и организаций;

-       повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике;

-       обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач.


3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

3.2. В основе деятельности служб школьной медиации лежит:

-       разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в школе, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;

-       предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;

-       обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» – это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников);

-       координация действий участников «групп равных» в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди младших и средних школьников;

-       обеспечение помощи при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками, а также участие в роли ко-медиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми;

-       использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;

-       использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;

-       использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;

-       применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

-       использование медиативного подхода как основы для сохранения коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

 

4. СОСТАВ

Служба школьной медиации – это служба, созданная в МБОУ СОШ № 22  и состоящая из работников школы.

 

5. КОМПЕТЕНТНОСТЬ

5.1 Ключевыми индикаторами уровня благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности являются:

-       снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых основам медиации, а также обучению детей медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»;

-       снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;

-       сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

-       формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;

-       повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.

5.2. Служба имеет право:

-       привлекать к сотрудничеству специалистов других организаций для улучшения качества работы;

-       принимать участие в конференциях, семинарах по профилю деятельности Службы;

-       вносить предложения администрации школы по улучшению качества работы Службы.

5.3. Служба обязана:

-       соблюдать Устав и правила внутреннего распорядка учреждения, организовывать свою деятельность в соответствии с данным Положением;

-       знать и использовать в своей деятельности законодательные и правовые акты социального обслуживания несовершеннолетних и их семей;

-       по мере необходимости заниматься подготовкой информации и отчетов о деятельности Службы для различных ведомств, учреждений и организаций;

-       соблюдать конфиденциальность в отношении неразглашения информации о детях;

-       работать в тесном взаимодействии с муниципальными органами опеки и попечительства.