Положение о безотметочной системе оценивания учебных достижений учащихся 1-х классов МБОУ СОШ № 22

Принято

педагогическим советом

(Протокол №1 от 27.08.2015г.)

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 22

_______________ Н.Н.Ломец

27.08.2015г.

(Приказ от 27.08.2015г. №231)

 

 

 

 

 

Положение

о безотметочной системе оценивания

учебных достижений учащихся 1 -х  классов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 22

имени генерала армии Черняховского И.Д.»

 

1. Общие положения

1.1   Данное Положение разработано на основании Закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Устава школы, других нормативно-правовых документов и регламентирует содержание, формы, порядок и периодичность оценивания учебных достижений учащихся 1 - х классов школы, без применения 5-балльной системы как формы количественного выражения учебных результатов.

1.2  Безотметочное обучение вводится в 1-х классах начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

1.3   Безотметочная система оценивания строится на основе следующих принципов:

-    Приоритет самооценки. Учительской оценке должна всегда предшествовать самооценка ученика.

-    Критериальность. Учитель обеспечивает такие педагогические условия, при которых самооценка ученика постепенно дифференцируется, т.е. представляется ребенку как сумма многих умений. Оценка в каждом конкретном случае проводится на основе выработанных совместно с детьми четких и однозначных критериев.

-   Личностная направленность. В процессе оценки фиксируется личностный рост ребенка, оценка промежуточных результатов обучения осуществляется только в динамике предыдущих достижений ученика; не допускается сравнения учащихся друг с другом.

-   Систематичность оценивания. Учебное содержание по каждому предмету в развивающем обучении представляет собой систему учебных задач. Решение каждой учебной задачи включает в себя специально организованные действия контроля и оценки, где определяются границы «знания – незнания», оцениваются потенциальные возможности ребенка, формулируются проблемы, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

-   Вариативность. Безотметочное оценивание предполагает педагогически целесообразное сочетание качественной оценки, обеспечивающей фиксацию динамики развития способностей учащихся (коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, индивидуальный стиль мышления и др.) и количественной оценки, позволяющей сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями и сравнивать сегодняшние достижения ученика с его предыдущими успехами.

-   Здоровьесбережение. Контроль и оценка проводится в естественных для ребенка условиях познавательной деятельности, исключающих деструктивный стресс и эмоциональную тревожность.

1.4.Основными видами контрольно-оценочной деятельности  являются:

-  стартовый контроль (в начале учебного года) – диагностика исходного уровня обученности и развития детей и подростков;

-  прогностическая оценка (перед контрольными видами деятельности) - оценка собственной готовности выполнять определенные учебные действия до начала их реального выполнения;

-  пооперационный контроль – контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав учебного действия;

-  контроль по результату – осуществляется методом сравнения  фактического результата и выполненных операций с образцом;

-  рефлексивная оценка – оценка выполненного действия, опирающаяся на понимание принципов его построения;

-  тематический контроль – определение степени освоения учащимися заданного в конкретной учебной задаче способа действия;

-  итоговый контрольопределение уровня сформированности предметных знаний и умений и надпредметных способностей на рубежных этапах образовательного процесса (четверть, год).

1.5.Основная цель безотметочной системы оценивания заключается в постепенном формировании у учащегося действий контроля и оценки как способности проводить рефлексию собственной деятельности (постепенный перевод с внешней оценки на внутреннюю самооценку).

1.6.Задачами системы промежуточного оценивания учебных достижений учащихся является:

-   определение степени освоения учащимися способов деятельности с изученными предметными понятиями, обеспечение успешности обучения, целенаправленная и своевременная коррекция текущих результатов обучения;

-  ориентация учащихся на усиление мотивов познания, закрепление в них веры в собственные силы, педагогическая поддержка учебной активности и самостоятельности обучающихся;

-   соотнесение фактического уровня предметных знаний и метапредметных результатов с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (минимума), контроль выполнения учебных планов и программ;

-   обеспечение социальной защиты учащихся, соблюдение их прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважения их личности и человеческого достоинства;

-  сформированность универсальных учебных действий (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу).

1.7.Динамика развития учащихся диагностируется педагогом-психологом с учетом личностных  особенностей и индивидуальных успехов по следующим параметрам:

-     сформированность действий самоконтроля и самооценки;

-     учебная мотивация;

-     умение самостоятельно учиться;

-     способность к рефлексии;

-     способность к аналитическим действиям.

2. Содержание, формы и периодичность оценивания учебных достижений учащихся в 1-х классах.

2.1. Текущее оценивание освоения предметного содержания проводится на этапе конкретизации изучаемого понятия и предусматривает выявление индивидуальной динамики качества знаний каждого учащегося на основе учебных действий самоконтроля и самооценки.

2.2. Содержание и форму организации промежуточного оценивания определяет учитель, исходя из логики развертывания учебного материала, особенностей формирования классного сообщества, развития учащихся и других обстоятельств. Содержательный анализ выполненной работы делается на основе четких критериев и отражается диагностической карте и дневнике учебных достижений.

Учитель при оценивании знаний и навыковых достижений ученика не должен употреблять «заменителей» отметочной системы: «звездочек», «зайчиков», «черепашек» и т.п. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений», в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров.

2.3. Для контроля и оценки освоения предметного содержания используются:

-     стартовые проверочные  работы;

-     итоговые контрольные/комплексные работы;

-     тестовые диагностические работы;

-     текущие проверочные работы;

-     публичные предъявления результатов творческой, проектной и исследовательской  деятельности учащегося или группы.

2.4. Стартовая работа (проводится в начале сентября) призвана определить актуальный уровень знаний учащегося, необходимый для продолжения обучения, что позволяет организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний, а также наметить зону ближайшего развития ученика в  предметном содержании. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в оценочном листе класса, учащимся – в оценочном листе и  портфеле достижений. Результат такой оценки можно фиксировать по-разному: с помощью определенного количества баллов за выполнение каждого задания; «дробью», которая фиксирует отношение правильно выполненного объема работы к общему объему заданий; в процентах и т.п. В дальнейшем сравнение результата стартовой работы с результатом в конце изучения раздела поможет учителю зафиксировать «прирост» в умениях каждого ученика.

2.5. Тестовая диагностическая работа включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым овладевает учащийся в рамках данной учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются учащимися в специальной тетради.

2.6. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач. Результаты этой работы фиксируются учителем в оценочных листах, а учащимся в оценочном листе и портфеле достижений.

2.7. Итоговая контрольная/комплексная работа включает в себя все основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только предметных знаний, но и достижения метапредметных результатов, характеризующих развивающий эффект обучения. Данная работа может проводиться в несколько этапов. Её результаты фиксируются учителем в диагностической карте, учеником в портфеле достижений. Материалы  итоговой контрольной работы обобщаются в аналитической справке.

2.8. Предъявление (демонстрация) достижений учащегося или группы в творческой, проектной, исследовательской деятельности проводится публично. Эта форма оценки характеризуется тем, что в ней смещается акцент с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме (его достижения).

3. Ведение оценочной документации участниками образовательного процесса

3.1.По каждому предмету учителем начальных классов, учителем-предметником составляется рабочая программа.

3.2. Классный журнал является главным документом учителя.

3.3. Классный журнал заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются, а качество усвоения знаний и умений оценивается после проведения проверочных работ в процентном выражении. В оценочных листах оценка дифференцируется следующими видами оценочных суждений:

«+» - знает; «-» - не знает,

которые корректируются по мере усвоения учащимися темы. Кроме того, возможен следующий вариант записей в диагностическом листе:

1 – освоил;  0 – не освоил и др.

3.4. Для коррекции своей работы учитель 1 раз в год проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся, учитывая следующие данные:

-  динамику развития учащихся за учебный период;

-  уровень усвоения учащимися знаний и умений по основным темам (по результатам тестовых диагностических работ);

-  процент учащихся, способных применять сформированные умения и навыки в нестандартных ситуациях (по результатам проверочных работ);

-  уровень сформированности учебной деятельности учащихся (в сравнении с предыдущим полугодием);

-  сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основании тематического планирования, классного журнала);

-  выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению.

3.5. В своей деятельности администрация школы использует по необходимости все необходимые материалы учителей, учащихся и педагога-психолога для создания целостной картины реализации и эффективности развивающего обучения в школе.

3.6. По итогам учебного года на основе получаемых материалов от учителей заместитель директора проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» места, достижения и трудности как учащихся, так и учителей, на основе которых определяет стратегические задачи на следующий год обучения.