Положение о внутришкольном контроле МБОУ СОШ № 22

Принято

педагогическим советом

(Протокол №1 от 28.08.2013г.)

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 22

_______________ Н.Н.Ломец

02.09.2013г.

(Приказ от 02.09.2013г. №174)

Положение

о внутришкольном контроле

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 22

имени генерала армии Черняховского И.Д.»

I. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение о внутришкольном контроле (далее «Положение») разработано в соответствии с Законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы, другими нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность школы, и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля.

1.2. Внутришкольный контроль – основной источник информации для анализа состояния образовательного процесса, достоверных результатов деятельности участников образовательного процесса.

Внутришкольный контроль – это проведение администрацией школы наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетентности за соблюдением всеми участниками образовательного процесса законодательных и иных нормативных актов разного уровня, а также Устава школы, должностных инструкций, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов.

К осуществлению внутришкольного контроля может привлекаться родительская общественность и иная общественность на основании приказа директора школы.

Процедурам внутришкольного контроля предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам его проведения.

1.3. Положение о внутришкольном контроле рассматривается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения. Положение утверждается директором школы.

II. Цели внутришкольного контроля.

2.1.Соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования.

2.2.Совершенствование и развитие профессионального мастерства учителей.

2.3.Соблюдение государственных образовательных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов.

2.4. Совершенствование механизма управления качеством образования.

2.5. Повышение эффективности результатов образовательного процесса.

2.6.Проведение анализа и прогнозирования тенденций развития образовательного процесса.

III. Задачи внутришкольного контроля.

3.1. Осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования, областных и муниципальных программ развития образования.

3.2. Анализ выполнения приказов, иных локальных актов школы, принятие мер по их соблюдению.

3.3. Анализ и оценка результативности работы коллектива и отдельных учителей, приведшей к достигнутому или ведущей к ожидаемому результату:

а) изучение опыта работы учителя, выявление его сильных и слабых сторон, определение затруднений, в преодолении которых он нуждается;

б) поддержка творческого поиска учителя и помощь в повышении профессионального мастерства;

в) проверка выполнения каждым работником должностных обязанностей и поручений по выполнению плана работы школы;

г) контроль за реализацией учителями и обучающимися своих прав.

3.4. Изучение состояния и определение результативности осуществления образовательного процесса, условий получения образования, выявление положительных и отрицательных тенденций и принятии мер по устранению негативных явлений.

3.5. Поиск, сбор информации, ее обработка и накопление для подготовки решений, предложений по совершенствованию образовательного процесса. Выявление и обобщение положительного педагогического опыта.

3.7. Контроль за осуществлением координатных связей взаимодействия как внутри школы, так и с образовательными учреждениями дополнительного образования и общественными организациями.

3.8. Контроль за работой по организационному, научно-методическому, финансово-хозяйственному и кадровому обеспечению педагогического процесса, своевременностью и качеством выполнения намеченного.

3.9. Изучение эффективности управления школой, педагогической и прагматической обоснованности принятых и принимаемых решений, отношения членов коллектива к различным аспектам управленческой деятельности.

IV. Функции внутришкольного контроля.

4.1. К функциям внутришкольного контроля относятся:

  • информационно - аналитическая;

  • контрольно - диагностическая;

  • коррективно – регулятивная;

  • стимулирующая.

V. Объекты внутришкольного контроля.

Направления проверяются через следующие объекты внутришкольного контроля:

5.1. Учебный процесс:

  • выполнение учебных программ;

  • уровень знаний, умений и навыков учащихся;

  • продуктивность работы учителя;

  • индивидуальная работа с одаренными детьми;

  • качество предметной внеурочной деятельности;

  • состояние преподавания учебных предметов;

  • контроль за подготовкой и проведением государственной (итоговой) аттестации.

5.2. Воспитательный процесс:

  • уровень воспитанности учащихся;

  • уровень общественной активности учащихся;

  • качество работы классных руководителей;

  • участие родителей (законных представителей) в воспитательном процессе;

  • качество традиционных общешкольных мероприятий;

  • уровень здоровья и физического развития учащихся;

  • качество профилактической работы с учащимися, находящимися в социально опасном положении.

5.3. Методическая работа:

  • методический уровень каждого учителя, классного руководителя, педагога дополнительного образования;

  • распространение педагогического опыта;

  • повышение квалификации педагогов.

5.4. Научная и инновационная деятельность:

  • соответствие этой деятельности концепции развития школы;

  • степень научной обоснованности нововведений;

  • результативность нововведений;

  • уровень подготовленности педагогов к инновационной деятельности;

  • научно-исследовательская деятельность обучающихся.

5.5. Психологическое состояние:

  • степень психологического комфорта (дискомфорта) учащихся, учителей;

  • психологическая подготовленность коллектива к решению какой-либо проблемы, введению какой-либо новой структуры и т.п.

5.6. Обеспечение учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями:

  • охрана труда;

  • санитарно-гигиеническое состояние;

  • обеспеченность учебно-техническим оборудованием, современными техническими средствами обучения.

Перечень подпунктов, перечисленных в п.5.1., 5.2., 5.3., 5.4., 5.5., 5.6. является примерным.

VI. Функции должностного лица, осуществляющего внутришкольный контроль.

6.1.Определение методов проверки в соответствии с тематикой и объемом проверки.

6.2.Оценивание состояния преподавания учебных предметов.

6.3.Координирование совместно с проверяемым педагогическим работником срока и темпа освоения учащимися образовательных программ.

6.4.Отслеживание результативности письменных проверочных работ по учебным предметам.

6.5.Оценивание методического обеспечения образовательного процесса.

6.6.Организация предварительного собеседования с педагогическим работником по тематике контроля.

6.7.Оценивание самоанализа педагогического работника об уровне освоения программного материала, обоснованность этой информации.

6.8.Оценивание внеклассной работы педагогического работника с учащимися.

6.9.Отслеживание условий проведения учебных и внеучебных занятий по предмету.

6.10.Оценивание состояния условий для проведения учебно-воспитательного процесса.

6.11.Оформление в установленные сроки анализа проведенной проверки.

6.12.Оказание или организация методической помощи педагогическому работнику в реализации предложений и рекомендаций, данных во время проверки.

6.13.Отслеживание устранения замечаний, недостатков в работе, данных во время проведения контроля.

6.14. Принятие управленческих решений по итогам проведенного контроля.

VII. Права лица, осуществляющего внутришкольный контроль.

7.1.Привлечение к контролю специалистов для проведения качественного анализа деятельности проверяемого.

7.2.Получение (по договоренности) текстов проверочных работ от руководителей ШМО.

7.3.Использование текстов, анкет, согласованных со школьным педагогом-психологом.

7.4.Внесение предложений о поощрении педагогического работника по итогам проверки.

7.5.Вынесение рекомендаций по изучению опыта работы педагога для дальнейшего использования другими педагогическими работниками.

7.6.Внесение предложения педагогическому совету по принятию решения о предоставлении педагогическому работнику «права самоконтроля».

7.7.Перенос сроков проверки по просьбе проверяемого, но не более чем на месяц.

VIII. Ответственность проверяющего.

8.1. Проверяющий несет ответственность за:

  • Тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения контрольных мероприятий.

  • Качественную подготовку к проведению контроля.

  • Ознакомление с итогами контроля до вынесения результатов на широкое обсуждение.

  • Срыв сроков проведения контроля.

  • Качество проведения анализа деятельности работника.

  • Соблюдение конфиденциальности при обнаружении недостатков в деятельности работника при условии устранения их в процессе контроля.

  • Доказательность выводов по итогам контроля.

IX. Организация внутришкольного контроля.

9.1. Организационными видами контроля являются: плановые и оперативные проверки, мониторинг, административный контроль.

9.2. Виды и формы контроля:

  • По содержанию: тематический, фронтальный.

  • По признаку исполнителя: коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль, административный, общественный контроль.

  • По охвату объектов контроля: классно-обобщающий; фронтальный, тематически-обобщающий, предметно-обобщающий, персональный, комплексный, обзорный.

  • По периодичности контроля:

  • входной (в начале учебного года за курс предыдущего);

  • предварительный (предварительное знакомство, перед экзаменами в выпускных классах, проверка готовности к новому учебному году);

  • текущий (непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом);

  • промежуточный (результаты успеваемости за четверть, полугодие);

  • итоговый (изучение результатов работы школы за учебный год, результаты успеваемости за год, государственная итоговая аттестация выпускников 9, 11 классов).

9.3. Контроль осуществляется в соответствии с планом работы школы, где указываются конкретные цели, объекты, виды, формы, сроки и продолжительность контроля.

9.4. Методами контроля являются: изучение школьной документации; опрос, беседа, наблюдение; тестирование, контрольные срезы, анкетирование; мониторинг, хронометраж; посещение уроков и внеклассных мероприятий и др.

9.5. Средства контроля:

  • печатные (памятки, схемы анализа уроков и воспитательных мероприятий, анкеты, тесты, диагностические карты и др.);

  • технические (видеоматериалы, электронные презентации).

9.6. Периодичность и виды контроля определяются администрацией школы самостоятельно на учебный год по мере необходимости получения объективной информации о реальном состоянии дел и результатах деятельности работников и доводятся до коллектива.

9.7. Основание для внутришкольного контроля:

  • заявление педагогического работника на аттестацию;

  • плановый контроль;

  • проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

  • обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.

9.8. Правила внутришкольного контроля:

  • внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его поручению заместители, руководители методических объединений, другие специалисты;

  • в качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты;

  • план внутришкольного контроля определяет вопросы конкретной проверки;

  • продолжительность комплексного, индивидуального контроля не должна превышать 10 дней, тематического – 5 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий;

  • эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля;

  • при обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, о них сообщается директору школы;

  • экспертные опросы и анкетирование учащихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой школы;

  • при проведении планового контроля не требуется дополнительное предупреждение учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения;

  • при проведении оперативных поверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков;

в экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее

чем за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается

письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об

образовании).

X. Освобождение от внутришкольного контроля.

10.1. Педагогические работники могут быть освобождены от контроля их деятельности на определенный срок по решению педагогического совета, которое закрепляется приказом директора школы.

Конкретные сроки освобождения работника от контроля устанавливаются директором школы.

10.2. Ходатайство об освобождении работника от контроля может исходить от самого работника, педагогического совета, школьного методического объединения, администрации школы, методического совета.

10.3. Педагогический работник, освобожденный от контроля, выполняет свои служебные обязанности на «полном самоконтроле» или на «частичном самоконтроле».

10.4. Условием перевода работника в режим «полного или частичного самоконтроля» являются внешние результаты его деятельности.

XI. Документация.

11.1. План внутришкольного контроля.

11.2. Анализ выполнения внутришкольного контроля.

11.3. Справки, информация по проверкам.

11.4. Приказы, решения по итогам внутришкольного контроля.

11.5. Документация хранится в течение 5 лет.

Приложение 1

к настоящему Положению

Классно-обобщающий контроль

1. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в конкретном классе или параллели.

2. В ходе классно-обобщающего контроля комплексно изучается:

- уровень знаний и воспитанности учащихся;

- качество преподавания;

- качество работы классного руководителя.

3. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам четверти, полугодия или учебного года.

4. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.

5. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы школы.

6. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.

Персональный контроль

1. Персональный контроль направлен на изучение педагогической деятельности отдельного педагога.

2. В ходе персонального контроля изучается:

- знание педагогом современных достижений психологической и педагогической науки;

- уровень профессионального мастерства;

- владение различными формами и методами обучения, инновационными педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями;

- результаты учебно-воспитательной деятельности;

- результаты научно-методической деятельности.

3. При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право:

- знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями (рабочими программами, планами воспитательной работы, поурочными планами, дневниками и тетрадями учащихс, протоколами родительских собраний);

- изучать практическую деятельность педагога через посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов и т. д.;

- проводить экспертизу педагогической деятельности;

- проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;

- проводить социологические, психологические и педагогические исследования, в т. ч. в форме анкетирование и тестирование учащихся, родителей (законных представителей) и педагогов;

- делать выводы и принимать управленческие решения по результатам проведения контроля.

4. Проверяемый педагог имеет право:

- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

- обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или в вышестоящие органы управления образования при несогласии с результатами контроля.

5. По результатам персонального контроля деятельности педагога оформляется справка.

Комплексный контроль

1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса в школе в целом или по конкретной проблеме.

2. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации, руководителей методических объединений, эффективно работающих учителей школы под руководством одного из членов администрации. Для работы в составе данной группы администрация может привлекать лучших педагогов других школ, специалистов /экспертов и методистов муниципального органа управления образованием, ученых, работников высших учебных заведений и областного института повышения квалификации.

3. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.

4. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки.

5. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за месяц до ее начала.

6. По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой при необходимости директором школы издается приказ, проводится заседание педагогического совета, совещание при директоре или его заместителях.

7. При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.

III. Тематический контроль

3.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы.

3.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности учащихся и другие вопросы.

3.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и внедрение в существующую практику инновационных технологий обучения, новых форм и методов работы, передового педагогического опыта.

3.4. Темы контроля определяются в соответствии с программой развития школы, проблемно - ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе, регионе, стране.

3.5. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы.

3.6. В ходе тематического контроля:

  • проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);

  • осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной документации.

3.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде информации или справки.

3.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений.

3.9. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование образовательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.

3.10. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним документом.