Родителям

Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Профилактика и причины детского травматизма

О.В. Маймулина

г. Воронеж МБОУ СОШ № 22

Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. На сегодняшний день тема профилактики детского травматизма очень актуальна. Органы здравоохранения, народного образования и других ведомств обеспокоены тем, что травматизм наносит большой ущерб здоровью детей. По данным экспертов ВОЗ от различных травм и несчастных случаев на воде, в бассейнах, водоемах, травм в быту, уличных, дорожно-транспортных, школьных, в том числе, к большому огорчению, на уроках физкультуры и при занятиях спортом детей погибает значительно больше, чем от детских инфекционных заболеваний.

Рост детского травматизма специалисты объясняют быстрой индустриализацией, нарастающей концентрацией машинной техники в быту, на улицах, в производстве на фоне отставания социальной инфраструктуры (крайне недостаточное количество благоустроенных спортивных комплексов, бассейнов, площадок, их незащищенность от проезжих дорог, стройплощадок и т.п.). Определенную роль в ослаблении детского организма и возникновении травм играет недостаточная организованная и неорганизованная двигательная активность школьников.

Хотя спортивные повреждения и занимают пятое место в общей структуре травматизма, однако по тяжести и по удельному весу переломов костей они стоят на втором месте после дорожно-транспортных травм. Поэтому детский травматизм (тем более при занятиях физкультурой и спортом) требует самого пристального внимания, изучения и внедрения профилактических мероприятий на всех этапах физического воспитания.[2]

Программа обучения 5 – 9 классов (где регистрируется самый высокий травматизм на уроках физкультуры) по сравнению с программой физического воспитания в начальной школе значительно усложняется, а на освоение ее остаются те же 3 ч в неделю и те же 25-30 учащихся на одного учителя физической культуры. Кроме того, мы имеем довольно низкий общий культурный уровень физического воспитания при недостаточном материально-техническом обеспечении школы. Все эти факторы способствуют возникновению травм у детей.

Повреждением, или травмой, называют воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов. Тяжелые травмы вызывают резко выраженные нарушения здоровья и приводят к потере учебной и спортивной трудоспособности сроком свыше 30 дней. Травмы средней степени тяжести – это травмы с выраженными изменениями в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30 дней. Легкие травмы – это травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потери общей и спортивной работоспособности. Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора.

Причины травматизма:

  1. Организационные недостатки при проведении занятий и соревнований.
  2. Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенность увеличения нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников.
  3. Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные алы, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, отсутствие табельного инвентаря и оборудования.
  4. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, низкая температура воздуха.
  5. Низкий уровень воспитательной работы, который приводит к нарушению дисциплины, невнимательности, поспешности, несерьезному отношению к страховке, нарушениям спортивного режима.
  6. Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований.

Как видно из вышеизложенного, причины травм и несчастных случаев – это нарушения правил, обязательных при проведении занятий по физическому воспитанию и тренировок в учебном заведении.[1]

О еще одной, важнейшей причине травм – гипокинезии – необходимо сказать особо.

Большинство новорожденных получают наследственную информацию по гипокинезии от родителей. Затем в яслях и садах двигательный голод нарастает. И при поступлении в школу в младших классах организованная и неорганизованная активность снижается на 50, а в старших на 75%. Отрицательные последствия гипокинезии общеизвестны: в первую очередь страдают энергетический обмен и основные  физиологические системы растущего организма.

Малоподвижный образ жизни способствует развитию у учащихся различных отклонений в состоянии здоровья, таких, как нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопления избыточной массы тела.

Плохая осанка повышает степень риска получения травм. Слабость мышц спины, неправильная осанка способствует раннему появлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов грудной и брюшной полости со снижением их функций.  У детей с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, слабые мышцы, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и , что особенно важно, позвоночника.  У таких детей очень высокая степень риска получить тяжелые травмы.

Ожирение также является одним из факторов риска получения травм. Профилактика ожирения – путь к здоровью и профилактике травм. Доказано, что между избыточной массой тела и показателем заболеваемости и смертности существует прямая зависимость. Нарушения в состоянии здоровья, вызванные неправильным питанием, являются основной причиной многих патологических состояний: сердечно-сосудистых заболеваний, тяжелых форм нарушения обмена веществ, сахарного диабета, гипертонии, ожирения печени.

Однако не только недостаточная двигательная активность, но и чрезмерные физические нагрузки (так называемая гиперкинезия) отрицательно влияют на состояние здоровья и являются причиной детского спортивного травматизма.

Во избежание перегрузок на занятиях физкультурой школьный врач и медицинские работники определяют биологический возраст, адаптацию к физическим нагрузкам учащихся и распределяют их по состоянию здоровья на медицинские группы.

К основной группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями и имеющие хорошую адаптацию к физическим нагрузкам.

К подготовительной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовленность.

К специальной медицинской группе (СМГ) относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, различными хроническими заболеваниями, требующими существенного ограничения физических нагрузок, определенных учебной программой. [3]

Литература

  1. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник под редакцией В.А. Епифанова. Г.Л. Апанасенко. – М.: Медицина, 2013
  2. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Ж.К. Холодов., В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012 год
  3. Спортивная медицина/Под ред. А.В. Чоговадзе, Л.А. Бутченко. – М.: Медицина, 2013 год