Положение о портфолио учащегося

 

Принято
педагогическим советом

Протокол  №1 от 26.08.2016г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 22

_____________Н.Н.Ломец

(Приказ от 29.08.2016г. №244)

Положение о портфолио
индивидуальных учебных достижений учащегося

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 22
имени генерала армии Черняховского И.Д.»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральными государственными образовательными стандартами; Уставом  МБОУ СОШ № 22.

1.2. Настоящее Положение разработано в целях создания системы учета и оценивания личностных, метапредметных и предметных достижений обучающихся в разнообразных видах деятельности, предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом

Положение определяет структуру и примерное содержание портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающегося, а также порядок оценки деятельности учащихся по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.

«Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в

которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе.

Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является основой для определения образовательного рейтинга учащихся.

1.3. Настоящее Положение определяет порядок формирования и использования Портфолио, предусмотренного как оценочное средство Федеральным государственным образовательным стандартом.

1.4. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми участниками образовательных отношений в МБОУ СОШ № 22.

2. Цели и задачи Портфолио

Цели:

–        отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений учащихся;

–        активизация их разноплановой деятельности, повышение образовательной активности школьников;

–        прогнозирование траектории личностного развития ребенка;

–        индивидуализация образования.

Основные задачи:

–        поддержание высокой учебной мотивации учащихся;

–        поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможностей обучения и самообучения;

–        систематическое вовлечение учащихся в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;

–        развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;

–        формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

–        содействие дальнейшей успешной социализации учащихся.


3. Структура Портфолио

3.1. Портфолио – документ единого образца,  состоящий из форм согласно Приложениям к данному Положению,  оформленный в виде папки-накопителя с файлами на бумажных и (или) электронных носителях в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей и т.п., состоит из следующих разделов:

  1. I.     Общие сведения об учащемся
  2. II.     Портфолио достижений
  3. III.     Портфолио работ
  4. IV.     Отзывы и рекомендации

3.2. Содержание разделов

I раздел. Содержит сведения об учащемся, ведущем портфолио, его автобиография, личные фотографии. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.

1.  Титульный лист

2.  Анкета «Моё портфолио» (заполняется в начале каждого учебного года).

II раздел. В этом разделе должны быть представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения.

  1. Оформленный бланк «Перечень моих достижений»
  2. Грамоты, дипломы олимпиад, конкурсов, демонстрирующие высокую результативность в той или иной области деятельности.
  3. Свидетельства,  удостоверения, сертификаты учреждений дополнительного образования
  4. Сведения об успеваемости.
  5. Прочее (вырезки, копии из газет, журналов и других изданий, видеоматериалы, демонстрирующие высокую результативность).

III раздел. Учащийся представляет комплект своих творческих и проектных работ, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности, сведения об участии в школьных и внешкольных мероприятиях, конкурсах, конференциях, спортивных, художественных и других видах деятельности.

  1. Оформленный бланк «Перечень моих работ»
  2. Лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом; проекты, исследовательские проекты, статьи, творческие работы и т.д.
  3. Электронные версии работ
  4. Фотографии
  5. Результаты практической деятельности
  6. Результаты  экзаменов, тестирования

IV раздел: Включает в себя самоанализ, а также отзывы, рецензии работ, характеристики классного руководителя,   учителей-предметников, педагогов дополнительного образования на различные виды  деятельности учащегося.

  1. Карта самоанализа (заполняется в конце учебного года учеником)
  2. Оценка достижений учащихся по материалам портфолио (заполняется в конце учебного года классным руководителем)
  3. Сводная итоговая ведомость (заполняется классным руководителем и заверяется директором школы)

4. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности.

Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители (законные представители),  классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы.

4.1. Учащиеся:

–           накапливают материалы, демонстрирующие значимые учебные результаты и достижения;

–           оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой;

–           все записи ведут аккуратно, самостоятельно и систематически;

–           самостоятельно оценивают свои результаты.

Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.

4.2   Родители (законные представители):

–        помогают в оформлении портфолио;

–        осуществляют контроль над процессом пополнения портфолио.

4.3. Классный руководитель:

–        планирует индивидуальную деятельность в рамках работы по внедрению портфолио в собственную педагогическую практику;

–        проводит информационную работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями (законными представителями);

–        оказывает методическую помощь учащимся в процессе формирования портфолио;

–        контролирует процесс накопления материалов и оформления портфолио;

–        осуществляет посредническую деятельность между учащимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования.

–        организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение;

–        отслеживает индивидуальное развитие ученика;

–        организует проведение презентаций портфолио;

–        оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.

Классный руководитель является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио.

4.4. Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования:

–        проводят информационную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями) по формированию портфолио;

–        предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов;

–        организуют проведение олимпиад, конкурсов по предмету или образовательной области;

–        разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету;

–        проводят экспертизу представленных работ по предмету.

4.5. Администрация школы:

4.5.1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

–        организует работу и осуществляет контроль над деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы;

–        обеспечивает информационно-методическое сопровождение классных руководителей по вопросам внедрения портфолио в образовательный процесс;

–       несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио.

4.5.2. Директор школы:

–        утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио;

–        распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;

–        создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы.

5. Период формирования Портфолио

Материалы Портфолио накапливаются учащимися в течение всего периода обучения в МБОУ СОШ № 22.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до отмены приказом по МБОУ СОШ № 22.

6.2. Текст настоящего Положения размещается на официальном сайте школы в сети Интернет.


 

Приложение 1

Портфолио

учащегося

 

Фамилия______________________________

Имя __________________________________

Отчество_____________________________


Класс:

 

Кл. руководитель: ____________________________

 

 

Период, за который представлены

документы и материалы:

с ________________ 20__г.

по _______________ 20__ г.

 

Личная подпись учащегося  ________________


 

Приложение 2

АНКЕТА «МОЁ ПОРТФОЛИО»

Фамилия ____________________________________

Имя    ________________________________________

Отчество   ___________________________________

Ты сейчас в _______ классе.

Внеклассная деятельность (дополнительное образование: кружки, секции и т. д.)_____________

__________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Какие цели ты ставишь в этом учебном году? ­­­­­­__________________________________________

_________________________________________________________________________________

Что тебе нравится делать в свободное время?___________________________________________

_________________________________________________________________________________

Какие фильмы, телепередачи, сериалы предпочитаешь смотреть? ________________________

________________________________________________________________________________

Какая музыка и исполнитель тебе больше всего нравятся?_______________________________

_________________________________________________________________________________

Что ты любишь читать в свободное время и о чем?______________________________________ _________________________________________________________________________________

Твои увлечения (хобби)?___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Какие учебные предметы тебе нравятся?______________________________________________

_________________________________________________________________________________

Какие учебные предметы для тебя являются трудными?_________________________________

_________________________________________________________________________________

Какая область знаний более всего привлекает  (подчеркни нужное):

- естественно-научная (математика, физика, химия, биология, география)

- общественно-научная (история, философия, обществознание, экономика)

- гуманитарная (литература, русский язык, иностранный язык)

Кем бы ты хотел быть? Почему?  __________________________________________________

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Какие еще профессии тебя привлекают? _____________________________________________

______________________________________________________________________________

Уровень образования, которое ты бы хотел получить (подчеркни)?

- среднее или профессиональное (техникум, училище);    - высшее (ВУЗ).


 

Приложение 3

 

ПЕРЕЧЕНЬ МОИХ ДОСТИЖЕНИЙ

 

№ п/п

Мои достижения,  награды,  заслуги

Дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 4

ПЕРЕЧЕНЬ МОИХ РАБОТ

 

 

№ п/п

 

Перечень представленных работ

 

Дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Приложение 5

КАРТА САМОАНАЛИЗА

Мои цели были достигнуты (не достигнуты), потому что  _________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Ситуация с изучением сложных для меня предметов изменилась (не изменилась), потому что ________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Свою работу в этом учебном году я оцениваю как _________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Мои главные достижения:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Мои главные неудачи:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Чтобы не повторились неудачи этого года в следующем учебном году, я собираюсь:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


Приложение 6

Оценка достижений учащихся по материалам портфолио.

Показатели

Измерители

Результат - балл

Учебная деятельность

Средний балл годовых оценок

До 5

Олимпиады,
конференции

Школьные:

 

Победитель

3

Призер

2

Участник

1

Муниципальные:

 

Победитель

5

Призер

4

Участник

3

Региональные:

 

Победитель

7

Призер

6

Участник

5

Всероссийские:

 

Победитель

9

Призёр

8

Участник

7

Международные:

 

Победитель и призёр

10

Участник

9

Спортивные

достижения

Занятия в спортивной школе, секции

2

Школьные соревнования:

 

Победитель

3

Призёр

2

Участник

1

Муниципальные соревнования, спартакиады:

 

Победитель

5

Призёр

4

Участник

3

Региональные соревнования, спартакиады:

 

Победитель

7

Призер

6

Участник

5

Всероссийские соревнования, спартакиады:

 

Победитель

9

Призёр

8

Участник

7

Международные соревнования:

 

Победитель и призёр

10

Участник

9

Дополнительное

образование

Участие в кружках, секциях

2

Школьные конкурсы, фестивали, выставки:

 

Победитель

3

Призёр

2

Участник

1

Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки:

 

Победитель

5

Призёр

4

Участник

3

Региональные конкурсы, фестивали, выставки:

 

Победитель

7

Призер

6

Участник

5

Всероссийские конкурсы, фестивали, выставки:

 

Победитель

9

Призёр

8

Участник

7

Международные конкурсы, фестивали, выставки:

 

Победитель и призёр

10

Участник

9

Школьные

мероприятия

Организация и проведение мероприятия

3

Участвовал и стал призёром

2

Участие

1

Приложение 7

Сводная итоговая ведомость

________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

_________________________________________________________

_________________________________________________________

(полное название образовательного учреждения)

 

Класс_________

 

Показатели

Балл

1

Учебная деятельность

 

2

Достижения в олимпиадах, конкурсах

 

3

Спортивные достижения

 

4

Дополнительное образование

 

5

Участие в мероприятиях и практиках

 

ИТОГО:

 

 

 

Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов,

представленных в портфолио.

Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому

документу.

 

Дата

 

Директор МБОУ СОШ № 22   __________________________

М.п.

 

Классный руководитель: __________________________