Положение о классном руководителе МБОУ СОШ № 22

Принято

педагогическим советом

(Протокол  от  28.08.2013г. № 1)


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 22

------------------Н.Н. Ломец

(Приказ от 02.09.2013г. №174)

Положение

о классном руководителе

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 22

имени генерала армии Черняховского И.Д.»

1. Общие положения.

1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Россий­ской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», инструктивно-методическими документами Ми­нистерства образования Российской Федерации об организации воспи­тательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя, Уставом школы и регламентирует работу классного руководителя.

1.2 Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, на­правленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллекти­ве.

1.3 В своей деятельности классный руководитель руководствуется поло­жениями Конвенции о правах ребенка, законодательства Российской Федерации о правах ребенка и их гарантиях. Закона РФ «Об образова­нии в Российской Федерации», нормами Устава школы и настоящего Положения.

1.4 Деятельность классного руководителя основывается на принципах де­мократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности.

1.5 Классный руководитель назначается на должность и освобождается от
должности приказом директора школы. На период отпуска и временной нетрудо­способности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего классного руководства и работающего в данном классе.

1.6 Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

1.7 Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором и заместителем директора школы по воспитательной работе в установленном порядке.

 

2. Функции

Основными функциями деятельности классного руководителя являются:

2.1. Организация деятельности классного коллектива.

2.2. Организация учебной работы классного коллектива.

2.3. Организация внеучебной жизни класса.

2.4. Изучение личности школьников.

2.5. Социальная защита школьников.

2.6. Работа с родителями.

3. Должностные обязанности

Классный руководитель имеет следующие должностные обя­занности:

3.1. Ведет журнал.

3.2. Ведет личные дела обучающихся и следит за их состоянием.

3.3. Организует классный коллектив.

3.4. Организует дежурство по классу, школе.

3.5. Соблюдает санитарное состояние прикрепленного кабинета.

3.6. Заботится о внешнем виде обучающихся.

3.7. Организует питание.

3.8. Осуществляет строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель совместно с родителями контролирует обучающихся, пропускающих уроки без уважительной причины.

3.9. Создает обстановку, благоприятствующую учебе.

3.10. Координирует деятельность учителей, работающих в классе.

3.11. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителя­ми по поводу успеваемости школьников.

3.12. Создает особые условия для развития наиболее одаренных де­тей, развития их познавательных интересов, расширения их кру­гозора (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение теат­ров, выставок и т. д.).

3.13. Привлекает психолога для организации умственного труда обуча­ющихся (цикл бесед, индивидуальные рекомендации).

3.14. Создает благоприятный микроклимат в классе, формирует бла­гожелательные межличностные отношения, корректирует и ре­гулирует их.

3.15. Организует творческие дела в классе.

3.16. Организует охрану и укрепление здоровья каждого ученика, ук­репляет здоровье школьников, вовлекает обучающихся в спортивную работу.

3.17.  Помогает деятельности детских общественных орга­низаций.

3.18. Ищет интересные формы, глубокое содержание каждого органи­зуемого дела, определяет целесообразность и целенаправлен­ность организации любой встречи классного руководителя с классом, проводит один тематический классный час в месяц.

3.19. Изучает личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе, и родителей.

3.20. Работает с характеристиками обучающихся.

3.21. Помогает учащимся в выборе профессии.

3.22. Обеспечивает охрану и защиту прав обучающихся, оставшихся без попечения родителей (если такие есть в классе). Сотрудничает с социальным педагогом.

3.23. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий.

3.24. Выявляет и ведет учет детей из неблагополучных семей.

3.25. Осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подрост­ков, детей «группы риска.

3.26.  Проводит тематические родительские собрания один раз в чет­верть.

3.27. Изучает условия воспитания в семье.

3.28. Работает с родителями индивидуально.

3.29. Привлекает родителей для организации внеучебной деятельно­сти класса.

3.30. Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жиз­ненные решения.

3.31. Помогает обучающимся решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами, товарищами, родителями, адаптировать­ся в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.

3.32. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребен­ка.

3.33.  Организует и участвует в педагогических консилиумах (малых пед­советах) по проблемам учащихся своего класса, при необходимости посещает уроки учителей-предметников.

3.34. Содействует получению дополнительного образования учащимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, существую­щих в школе и по месту жительства.

3.35. Защищает права и свободы обучающихся, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе.

3.36. Участвует в работе педсоветов, методического объединения классных руководителей, семинаров, административных и ме­тодических совещаний.

4. Режим работы классного руководителя.

4.1 Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Кодекса законов о труде Российской Федера­ции, излагаемых в ст. 130.

4.2  Час классного руководителя (классный час) – один раз в неделю – может проводиться в различной форме: тематический классный час,  классное собрание, подготовка к экскурсии, подведение итогов экскурсии, подготовка к классному  или общешкольному мероприятию, мероприятие творческого характера и т.д.

4.3  Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в ме­сяц, из которых одно может быть общешкольным.

4.4  Количество «открытых» воспитательных мероприятий – не менее одного в учебный год.

4.5  Количество классных родительских собраний должно составлять не менее одного в четверть.

4.6 Классный руководитель должен принимать  активное участие в работе школьных методических объединений классных руководителей, работать над своей методической темой.

4.7  Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании  учебной четверти и учебного года по утвержденному порядку.

4.8  В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливает­ся согласно дополнительному плану.

5. Права классного руководителя.

Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:

5.1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других общественных органов школы.

5.2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.

5.3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди».

5.4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности - в государственных.

5.5. Присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимых учителями-предметни­ками в классе (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать заме­чания учителю в течение урока).

5.6. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за по­ступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс.

5.7. Поощрять учащихся в порядке, установленном Правилами о по­ощрениях и взысканиях.

5.8. Требовать от учителей-предметников информацию об организации учебно-воспитатель­ного процесса класса и отдельных учащихся.

6. Классный руководитель не имеет права.

6.1. Унижать личное достоинство обучающегося, оскорблять его действи­ем или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.п.

6.2. Использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником.

6.3. Злоупотреблять доверием ребенка, сознательно вводить его в заблуждение.

6.4. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка.

6.5. Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном све­те, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

7. Классный руководитель должен знать:

7.1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

7.2. Конвенцию ООН о правах ребенка.

7.3. Педагогику, детскую, возрастную, социальную психологию.

7.4. Школьную гигиену.

7.5. Педагогическую этику.

7.6. Теорию и методику воспитательной работы.

7.7. Основы трудового законодательства.

8. Классный руководитель должен уметь.

8.1. Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности.

8.2. Видеть и формулировать свои воспитательные цели.

8.3. Составить план воспитательной работы в собственном классе.

8.4. Организовать воспитательное мероприятие.

8.5. Организовать и провести родительское собрание.

8.6. Пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, оп­росниками, другими диагностическими методиками и корректно ис­пользовать их в воспитательной работе.

9. Документация и отчетность.

Классный руководитель ведет (заполняет) следующую документацию:

9.1. Классный журнал.

9.2. План воспитательной работы с классным коллективом.

9.3. Личные дела обучающихся.

9.4  Дневник обучающихся.

9.5. Протоколы родительских собраний.

9.6. Протоколы индивидуальных бесед с родителями, обучающимися.

10. Ответственность

10.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора или заместителя ди­ректора школы, должностных обязанностей, установленных на­стоящей Инструкцией, классный руководитель несет дисципли­нарную ответственность в порядке, определенном трудовым за­конодательством.

10.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связан­ных с физическим или психическим насилием над личностью учаще­гося, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

10.3. Виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением (неис­полнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, уста­новленных трудовым или гражданским законодательством.

 

 

 


Приложение.

Текущие дела классного руководителя.

 

  • Диагностирование учащихся: опросы, анкетирования, собеседования, наблюдение, контроль дневников и классного журнала, оп­ределение уровней воспитанности.
  • Планирование воспитательной работы.
  • Анализ воспитательной деятельности в классе.
  • Ведение дневника наблюдений.
  • Посещение учащихся на дому.
  • Вовлечение учащихся в общественную деятельность.
  • Проведение классных часов.
  • Подготовка к конкурсам, соревнованиям, олимпиадам.
  • Проведение вечеров, дискотек, репетиции к концертам.
  • Проведение родительских собраний и индивидуальная работа с родителями.
  • Посещение районных мероприятий.
  • Заседания М/О классных руководителей.
  • Профессиональная учеба.
  • Подготовка отчетной документации.
  • Участие в заседании педсоветов.
  • Проведение экскурсий.
  • Организация работы по дежурству и уборке территории.
  • Взаимодействие с учителями-предметниками.
  • Организация досуга учащихся через систему дополнительного образования.
  • Учет успеваемости, анализ, организация помощи и поддержки отстающих учащихся.
  • Персональная работа с трудными (педагогически запущенными) учащимися.
  • Посещение уроков в конфликтных ситуациях и взаимодействие с начинающими учителями.
  • Проведение работы по профориентации учащихся.
  • Организация творческой внеклассной деятельности учащихся.
  • Выпуск настенных газет, ведение летописи класса.
  • Организация деятельности ученического самоуправления.
  • Анализ и разрешение конфликтных ситуаций.
  • Сбор информации для ежемесячного поощрения учащихся.
  • Составление плана на каникулы и проведение каникулярных мероприятий.
  • Изучение читательских, музыкальных, художественных интересов учащихся.
  • Подготовка к школьным праздникам.
  • Изучение литературы по классному руководству.
  • Подготовка выступления на педсовете по проблемам воспитания.
  • Работа с активом класса.
  • Подготовка справок и аналитических материалов для администрации школы.
  • Вечерние телефонные беседы с родителями.
  • Контроль за дисциплиной учащихся (явка в школу, прогулы, опоздания, внешний вид).
  • Организация медицинского наблюдения за состоянием здоровья учащихся (зрение, нервная система, осанка и т.д.).
  • Анализ учебной нагрузки, дозирование домашних заданий, контрольных работ.
  • Взаимодействие со школьным психологом при работе с группой риска.
  • Участие в общешкольных мероприятиях.
  • Организация для родителей вечера-презентации достижений учащихся (на выставке достиже­ний представлены все успехи класса и каждого ученика по самым разнообразным направлениям: успехи в спорте, газеты, грамоты и дипломы, творческие работы, описания поступков и дости­жений).
  • Организация изучения истории малой родины - истории своей семьи, людей живущих рядом.
  • Организация поддержки и помощи ветеранам, инвалидам, больным детям.