Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Программа формирования законопослушного поведения учащихся «Экстремальные увлечения с риском для жизни и агрессивные действия в рамках закона» МБОУ СОШ № 22 на 2020-2021 уч.год

 

Принята

педагогическим советом

(Протокол №1  от 27.08.2020г.)

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №22

_____________Н.Н. Ломец

Приказ  от   01.09.2020г.    №194

 

 

 

 

 

Программа

формирования законопослушного поведения учащихся

«Экстремальные увлечения с риском для жизни и

агрессивные действия  в рамках закона»

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 22

имени генерала армии Черняховского И.Д.»

на 2020-2021 учебный год

 

г. Воронеж

Программа разработана на основе следующих документов:

 

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»  от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в редакции от 31.07.2020).
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.05.2015 № 996-р.
  • Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436;
  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020);
    • Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 31.07.2020).

 

Пояснительная записка

 

Одной из особенностей подросткового возраста является повышенная тяга к риску.

К  экстремальным увлечениям их подталкивает ряд  факторов.

Генетика: от родителей к детям генетически передаются психофизиологические особенности, например, механизм работы нервной системы, от которого напрямую зависит формирование у подростка тяги к риску.

Социальная среда, в которой воспитывается ребёнок, навсегда оставляет на нём отпечаток. Недостаток информации о последствиях противозаконных действий, дискриминация по какому-либо признаку, низкий уровень правосознания у окружающих ребёнка людей, несовершенство  законодательства, создающее  возможность для нарушения закона,  могут вызывать у подростка потребность в экстриме.

Семья играет главную роль в формировании личности ребёнка. Подросток считывает модели поведения родителей, и нередко эти модели оказываются деструктивными (разрушительными). Недостаток внимания со стороны родителей (законных представителей), неблагополучные отношения в  семье напрямую влияют на формирование у ребёнка рискованного поведения.

Внутренние побуждения, установки, ценности, интересы и убеждения, низкая самооценка, стремление самоутвердиться –  характерные для подростков черты, которые приводят их на крыши домов и поездов. Социальные сети дарят им полную свободу в обсуждениях, и в большинстве случаев именно в виртуальном пространстве тинейджеры объединяются в группы по интересам, а дальше на закрытых форумах обсуждают свои экстремальные увлечения, договариваясь о новом походе либо выставляя фото и видео своих подвигов.

Экстремальные увлечения постепенно вытесняют остальные ценности, если в их обыденной жизни имеет место неблагополучие.

Стремясь определить для себя границы допустимого, подростки нередко совершают действия, являющиеся противозаконными и опасными для жизни.

Популярно среди несовершеннолетних опасное хобби — зацепинг – проезд вне салона электрички или поезда. «Зацеперы» цепляются снаружи за выступающие части поездов (поручни, лестницы, подножки и другие элементы вагона или локомотива), устраиваются на сцепках между вагонами или забираются на крышу и таким образом проезжают несколько станций. Весь процесс снимается на телефон. В год на железных дорогах страны погибает несколько сотен подростков.

За данное экстремальное хобби предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ч.1 ст.11.17 КоАП РФ - нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте; ст.12.29 КоАП РФ - нарушение правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения).

К опасным развлечениям подростков относится  руфинг - передвижение по высотным точкам зданий. Статус руфера начинает расти после посещения какого-то строящегося или закрытого довольно высокого объекта, на котором он  сделал фотографию и выложил ее в Сеть.

Даже самые мирные развлечения на высоте пятиэтажного (и более) здания не являются безобидными: недостроенные пролеты, вырытые котлованы, складированные строительные материалы могут привести к увечью и гибели детей, находящихся на строящихся объектах.

Нередко посещение этих объектов является незаконным и ответственность наступает в зависимости от конкретной ситуации.

Самовольное проникновение на крышу, сопровождаемое причинением существенного вреда,  незаконно и может быть квалифицировано как самоуправство (ч. 1 ст. 330 УК РФ),  как незаконное проникновение на охраняемый объект (ч.4 ст. 215 УК РФ).

При установлении фактов, подтверждающих вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для его жизни и здоровья, предусмотрена уголовная ответственность по ч. 2 ст.151 УК РФ.

 

Актуальна среди современных подростков мода на селфи. В погоне за удачным кадром они не задумываются о собственной безопасности. Чтобы сделать экстремальные фото, они лезут на крыши высотных зданий, встают на опоры мостов, бегут перед надвигающимися поездами.  Неудержимое желание получить уникальный кадр нередко приводит к трагическим последствиям, и заветная фотография стоит подростку жизни.

 

Травматичный и опасный вид увлечения - паркур - скоростное перемещение и преодоление препятствий в городских условиях с использованием прыжковых элементов.   Подростки залезают на стены без страховки, перепрыгивают через заборы, перила лестниц и др.  Паркур может повлечь за собой серьезные черепно-мозговые травмы,   травмы позвоночника, переломы костей, растяжения или разрывы сухожилий. Некоторые падения могут закончиться    летальным исходом.

Массовое одновременное пребывание и передвижение граждан в общественных местах может быть признано в соответствии со ст.20.2.2  КоАП РФ нарушением общественного порядка, повлекшим за собой нарушение сохранности объектов жизнеобеспечения, причинение вреда зеленым насаждениям, создание помех движению пешеходов или транспортных средств либо  доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. При этом более суровое наказание предусмотрено за повреждение, уничтожение, использование в качестве препятствий непредусмотренных для этого объектов.

 

С каждым годом все популярнее становится движение диггеров, интересующихся в познавательных либо развлекательных целях практически всеми подземными сооружениями  - подвалами, подземными реками,  коммуникациями, бомбоубежищами (как заброшенными, так и функционирующими) и др. и не осознающими реальную опасность такого времяпрепровождения.

Опасность для жизни и здоровья представляет риск случайного обрушения пола  и потолка, обвала лестницы и т.д.

Особый интерес диггеры проявляют к старинным сооружениям и их устройству, хотя проникновение на такие закрытые объекты преследуется по закону.

По статье 20.17 КоАП РФ самовольное проникновение на подземный охраняемый объект наказывается административным штрафом, а статья 215.4 УК РФ  за неоднократно незаконное проникновение на охраняемый объект предусматривает уголовную ответственность.

В последнее время всё большее беспокойство вызывает проблема агрессии и насилия в образовательной среде. Школа все чаще становится универсальной площадкой  для разрядки детьми накопившихся негативных эмоций.

Достаточно широкое распространение получил школьный буллинг (травля) -  агрессивное преследование одного из членов  детского коллектива, направленное на то, чтобы вызвать у жертвы страх и тем самым подчинить её себе.  Особая форма травли – групповая («травля толпы»), которая  может проявляться как в физической (драки), так и в психологической форме в виде оскорблений, угроз, бойкота, психологического давления.

Через смс-сообщения, социальные сети, создание компрометирующих веб-страниц или размещение унижающего, оскорбляющего видео-контента может происходить электронная травля  (кибербуллинг).

Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Он  провоцирует разной тяжести психические отклонения, может явиться причиной самоубийства.

Такое понятие, как «буллинг» (травля) в законе отсутствует. Однако к зачинщикам травли могут быть применены некоторые статьи уголовного кодекса и кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.  Среди них:

умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, в том числе психического  (ст. ст. 111 УК РФ);

умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (с.112 УК РФ);

побои (ст.116 УК РФ);

истязание, причинение физических или психических страданий (ст.117 УК РФ);

доведение до самоубийства или покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства (ст.110 УК РФ);

клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (ст.128.1 УК РФ);

мелкое хулиганство (ст.20.1 КоАП РФ);

оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ);

возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст.282 УК РФ) и др.

Ответственность зависит  от конкретной ситуации и возраста лица, совершившего противоправное действие.  Не достигшее возраста уголовной или административной ответственности виновное лицо  будет поставлено на учет в  ПДН УМВД России по городу Воронежу.

В российских школах имеют место случаи  вооруженного нападения на обучающихся и  педагогов с использованием огнестрельного и  пневматического оружия, ножей, других колюще-режущих предметов (скулшутинг).

Противоправные действия  несовершеннолетних, направленные  против жизни и здоровья окружающих в образовательных учреждениях, за которые предусмотрена уголовная ответственность, как правило, вызваны факторами неблагополучия: отсутствием внимания родителей к ребенку, ссорами с членами семьи, трудностями  в общении со сверстниками, конфликтами с педагогами; доступом  к огнестрельному и холодному оружию в доме, интересом к компьютерным играм со сценами насилия,  к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию «скулшутинга»; депрессивным состоянием, внушаемостью, психическими отклонениями подростка.

 

Профилактика агрессивного и экстремального поведения несовершеннолетних должна быть направлена на формирование их правового сознания, а законопослушие  начинается в семье. Семья – это мир, в котором ребенок живёт, растёт, совершает поступки, учится всему. Родительский авторитет является главным условием в воспитании ребёнка. Отклонения в поведении подростка - это «кризис» отношений в семье, школе, социуме. Родителям стоит воспитывать ребенка в правовом поле, знакомить его с основными законами, объяснять, что за любое преступное деяние следует наказание. Знание законов помогает подросткам анализировать свои поступки и поступки окружающих, не попадать в криминальные компании и не совершать преступлений.

 

Превентивные меры воздействия педагогов должны быть направлены на доведение до обучающихся информации о реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений, педагогическое просвещение родителей по данному направлению.  При склонности ребенка к экстриму немаловажным является создание  условий,  где он смог бы реализовывать свои способности с минимальным риском. Его энергию  лучше направить в альтернативное позитивное русло:  секции и кружки, способные удовлетворить потребность подростков в выплеске адреналина:  скалолазание,  все виды единоборств и др. Немало способов активного проведения досуга, безопасного для жизни и здоровья, нейтрализующих потребность в нарушении закона,  способствующих получению адреналина социально приемлемым способом

Цель и задачи Программы.

Цели:

- обеспечение личной безопасности обучающихся;

-  профилактика экстремальных  увлечений и формирование законопослушного поведения школьников;

- привлечение внимания заинтересованной общественности к опасным формам экстремального досуга несовершеннолетних;

- указание на важность разработки системы социальных и правовых механизмов предупреждения опасных экстремальных увлечений.

Задачи:

-  показать последствия опасных увлечений для жизни и здоровья подростков;

-  формирование позитивных  жизненных ориентиров, ценностного отношения к собственной жизни и  здоровью, привитие культуры поведения в обществе.

Сроки реализации программы

Данная программа рассчитана на год  и будет реализована  в 2020 - 2021 учебном  году.

 

Краткое содержание

Реализация поставленных в программе целей – формирование законопослушного поведения и профилактика экстремальных  увлечений подростков,   привлечение внимания заинтересованной общественности к опасным формам экстремального досуга несовершеннолетних, указание на важность разработки системы социальных и правовых механизмов предупреждения опасных экстремальных увлечений  -  предполагает следующую систему работы:

информационно-просветительская деятельность: проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей (законных представителей), педагогов  с участием специалистов в области права и здравоохранения;

диагностическая работа  с использованием ряда специальных методов:

проведение анкетирования среди учащихся  по вопросам правового воспитания и здорового образа жизни, изучения личностных особенностей школьников, влияющих на формирование правового самосознания;

создание банка данных о детях с отклонениями в личностном развитии на основе анализа результатов диагностического исследования;

практическая деятельность предусматривает проведение лекториев, «круглых столов», внеклассных мероприятий, организацию дискуссий для учащихся, родителей (законных представителей)  и педагогов с привлечением межведомственных организаций (общественных организаций, правоохранительных органов, органов здравоохранения и т.д.).

Ожидаемые результаты

Овладение учащимися системой знаний в области права и   культуры здорового образа жизни,   умениями пользоваться этими знаниями.

Воспитание у школьников  уважения к Закону, правопорядку, нравственно-правовым нормам.

Формирование у учащихся законопослушного поведения, навыков и культуры здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов.

Уменьшение среди учащихся факторов риска экстремальных увлечений.

Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в городе.

 

Участники программы:

 

администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-библиотекарь, родители  (законные представители)  учащихся, классные руководители,  учителя-предметники,  учащиеся  с 1 по 11 класс.

 

 

 

 

 


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 22

-----------------Н.Н. Ломец

01.09.2020г.

План

реализации программы по формированию законопослушного поведения учащихся

«Экстремальные увлечения с риском для жизни и агрессивные действия в рамках закона»

в  МБОУ СОШ № 22  на 2020-2021 учебный год

№№

пп

Практические дела

Срок исполнения

Ответственные

Отметка об исполнении

1

2

3

4

5

Работа с   учащимися

1.

Разработка   и утверждение программы и плана мероприятий

август

Зам. директора по ВР, педколлектив


2.

Анкетирование учащихся 7-11  классов в целях  выявления психологической атмосферы в классных коллективах, изучения личностных особенностей школьников, влияющих на формирование правового самосознания и культуры здорового образа жизни; причин, способствующих совершению правонарушений, экстремальным увлечениям с риском для жизни и  здоровья; определения направлений профилактики противоправного поведения.

сентябрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные рук-ли

 

3.

Выявление учащихся «группы риска», наиболее  склонных к  опасным для жизни и здоровья экстремальным  увлечениям; подверженных вовлечению в совершение противоправных  действий; определение форм работы с данной категорией школьников и индивидуальных мер воздействия, формирующих правосознание и  правовые установки.

сентябрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

 

4.

Организация и проведение классных часов, направленных на формирование  навыков законопослушного поведения, умения грамотно ориентироваться в правовом пространстве, профилактику опасных форм экстремального досуга несовершеннолетних: «Человек в мире правил», «Правила поведения в общественных местах», «Правила личной безопасности», «Ответственность – обязанность отвечать за свои действия, поступки», «За что ставят на внутришкольный учет?», «Правомерное и асоциальное поведение», «Преступление и правонарушение»,  «Твоя уличная компания. Как не стать жертвой преступления?», «Возраст, с которого наступает административная и уголовная ответственность», «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним», «Понятие о субкультурах основных неформальных молодежных течений», «Экстрим. Что скрывается за тягой к риску?», «Экстремальные увлечения молодежи, опасные для жизни»,  «Хобби с риском для жизни и здоровья», «Увлечения с экстримом - искусство или игры ценою в жизнь?», «Руфинг и зацепинг. Необратимые последствия», «Зависимость от селфи», «Диггерство  и закон», «Опасности, которые несет в себе паркур», «Адреналиновая наркомания», «Всплеск адреналина с минимальным риском», «Досуг, безопасный для жизни и здоровья»  и др

в течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

 

 

5.

Организация и проведение тематических мероприятий, направленных на профилактику  экстремального опасного увлечения несовершеннолетних – зацепинга:

беседы, классные часы, лекции, открытые уроки с участием сотрудников УМВД России по городу Воронежу, направленные на пресечение административных правонарушений, связанных с безопасностью движения: «Реальные опасности экстремальных увлечений:  последствия зацепинга», «Правила безопасности на железной дороге», «Железная дорога – зона повышенной опасности», «Причины несчастных случаев на железной дороге», «Риски проезда снаружи поездов», «Проезд снаружи поездов – нарушение административного законодательства», «Зацепинг - опасное увлечение!», «Административная ответственность  за зацепинг», «Ответственность за  нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте» (ч.1 ст.11.17 КоАП РФ), «Ответственность за  нарушение правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения» (ст.12.29 КоАП РФ)  и  др.;

презентации: «Зацепинг. Развлечение, опасное для жизни», «Зацепинг начинается игрой, а заканчивается трагедией», «Зацеперство. Смертельное хобби», «Сообщества и субкультуры зацепинга», «Иллюзия свободы с риском для жизни» и др.;

просмотры документальных фильмов и видеосюжетов о зацепинге: «Поездка ценою в жизнь»,  «Смертельный зацепинг», «Цена риска»,  «Зацеперы», «Трагедии с зацеперами», «О правилах нахождения граждан на железнодорожных путях»;

инструктажи с учащимися, направленные на профилактику зацепинга;

размещение на сайтах ОУ информации по пропаганде антизацепинга.

в течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сентябрь

Зам. директора по ВР, классные руководители  1- 11 классов

 

6.

Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику руфинга:

классные часы, беседы, презентации: «Руфинг – смертельно опасное хобби», «Руфинг. Городской экстрим», Чем опасен руфинг?», «Опасные забавы и необратимые последствия», «Рискованные увлечения подростков. Чем они опасны?», «Руфинг: последствия прогулок по крышкам», «Сальто над пропастью», «Ответственность за  самовольное проникновение на крышу, сопровождаемое причинением существенного вреда» (ч. 1 ст. 330 УК РФ), «Ответственность за   незаконное проникновение на охраняемый объект» (ч.4 ст. 215 УК РФ) и др.;

создание архива печатных, видео- и фотоматериалов по профилактике детского травматизма на объектах транспорта, высотных зданиях,   заброшенных объектах и т.д.;

просмотр профилактических материалов, видеосюжетов и фотоматериалов по руферству;

участие в  межведомственных оперативно-профилактических рейдах «Каникулы», «Подросток», «Школа», «Семья», «Здоровье», направленных на своевременное выявление и пресечение фактов зацепинга,  руферства и других экстремальных увлечений подростков, опасных для жизни и здоровья;

размещение на сайтах ОУ информации об опасностях руфинга.

ноябрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители  1- 11 классов

 

7.

Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику паркура:

тематические классные часы:  «Паркур – молодежная субкультура», «Опасный способ самовыражения»,  «Признание заслуг без опасности для жизни», «Опасное хобби. Травмы в паркуре»,  «Опасности, которые несет в себе паркур»,  «Русский паркур. Опасно для жизни», «Ответственность за нарушение общественного порядка, повлекшее за собой нарушение сохранности объектов жизнеобеспечения, причинение вреда зеленым насаждениям, создание помех движению пешеходов или транспортных средств либо  доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры» (ст.20.2.2 КоАП РФ) и др.;

беседы с участием специалистов органов внутренних дел и здравоохранения, направленные на обеспечение личной безопасности обучающихся и ценностного отношения к своему здоровью;

размещение на сайтах ОУ информации об опасностях паркура.

в течение года

декабрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители  1- 11 классов

 

8.

Организация и проведение тематических мероприятий, направленных на профилактику  увлечений экстремальными селфи:

лекции, классные часы и беседы: «Адекватная оценка современного увлечения селфи», «Селфи как субкультура и новая форма зависимости», «Самопрезентация личности в социальных сетях», «Селфи-зависимость и ее последствия», «Экстремальные условия фотосъемки  - опасность для жизни», «Правила безопасного селфи», «Оригинальное селфи без ущерба здоровью», «Источник положительных эмоций – общение» и др.;

- дискуссии: «Селфимания: зависимость или искусство самовыражения», «Причины селфи-зависимости», «Селфи – «социальная» эпидемия века», «Психологические аспекты селфи-зависимости», «Селфи: развлечение или опасность?»  и др;

- презентации: «Селфи больше, чем жизнь?», «Симптомы селфи-зависимости», «Селфи-зависимость – болезнь или привычка?» и др.

- просмотр документальных фильмов по профилактике  селфи.

в течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители  1- 11 классов

 

 

9.

Организация и проведение тематических мероприятий, направленных на  профилактику диггерства:

- классные часы, беседы, лекции: «Диггерство как субкультура», «Диггерство и законы»,  «Опасности подземной романтики»,  «Тайны подземных объектов и возможные опасности», «Диггерство: опасное и противоправное поведение», «Уголовная ответственность за неоднократное незаконное проникновение на охраняемый объект» (ст.215.4 УК РФ),  «Ответственность за самовольное  проникновение на подземный охраняемый объект» (ст. 20.17 КоАП РФ) и др.;

- дискуссии: «Диггеры. С риском для жизни и на грани закона», «Диггерство: преступление или туризм?», «Диггерство: «за» и «против» и др.

в течение года

Зам. директора по ВР,педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители  1- 11 классов

 

10.

Организация и проведение антибуллинговой политики: тематических мероприятий, направленных на профилактику агрессивного поведения учащихся – школьного буллинга и скулшутинга:

- изучение психологического микроклимата в классных коллективах, проведение психологической диагностики учащихся школы в целях выявления учащихся-агрессоров, учащихся-жертв агрессии, предрасположенности к агрессивному поведению, изучения детско-родительских отношений и т. д.;

- проведение психологических тренингов на сплочение классных коллективов: формирование благоприятного психологического климата  в коллективе, нахождение сходств у участников для улучшения взаимодействия между ними, развитие умения работать в команде.

- классные часы: по профилактике школьного буллинга: «Законы доброты», «Как защитить себя от насилия?»,  «Буллинг - стадный допинг», «Как не стать жертвой насилия?», «Способы разрешения конфликтов с ровесниками», «Учись управлять своими эмоциями», «Как преодолеть школьный буллинг?», «Воспитание характера через искоренение вредных привычек», «Предупреждение насилия и жестокости в школе», «Нравственный закон», «Моя жизненная позиция», «Учимся быть толерантными» и др.;

классные часы по профилактике скулшутинга: «Скулшутинг –  безобидное слово или бич поколения?», «Скулшутинг и «Колумбайн» по-русски», «Скулшутинг – разновидность детского насилия», «К чему может привести скулшутинг?» и др.;

- индивидуальные беседы с обучающимися, наиболее подверженными вовлечению в совершение противоправных действий, склонными к асоциальному поведению: «Управление стрессом», «Тревожность и стресс», «Учимся контролировать свои эмоции», «Мои внутренние друзья и мои внутренние враги» и др.;

-   отслеживание  и контроль за резким  изменением  в поведенческом и эмоциональном состоянии школьников;

- беседы с участием представителей УМВД России по городу Воронежу: «Уголовная ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, в том числе психического  (ст. ст. 111 УК РФ);        умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (с.112 УК РФ); побои (ст.116 УК РФ); истязание, причинение физических или психических страданий (ст.117 УК РФ); доведение до самоубийства или покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства (ст.110 УК РФ);  клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (ст.128.1 УК РФ)  и др.; «Административная ответственность за мелкое хулиганство (ст.20.1 КоАП РФ), оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ).

- просмотры художественных фильмов с последующим обсуждением:  «Чучело», «Класс», «Розыгрыш»;

- обсуждение книг, раскрывающих проблему буллинга:

В.К. Железняков «Чучело», В.Н. Ватан «Заморыш», Хосе Тассиес «Украденные имена», Е.В. Мурашов «Класс коррекции»;

- дискуссии на темы: «Жестокость и насилие. Как им противостоять?», «Есть ли место жестокости и насилию в нашей жизни?», «Как не стать жертвой насилия?», «»Почему в  нашем обществе имеют место жестокость и насилие?» и др.;

- психологическая поддержка учащихся-жертв агрессии через индивидуальные беседы, индивидуальные занятия для снятия напряжения, повышения стрессоустойчивости, развития уверенности в себе; «Ты – свидетель или жертва травли. Как поступить?», «Сглаживание конфликтов», «Стрессоустойчивость – психологическая безопасность в окружающем мире», «Я учусь владеть собой. Навыки саморегуляции», «Я и стресс» и др.;

- активизация работы по организации досуга учащихся во внеурочное время;

- подготовка информационных стендов на тему буллинга, скулшутинга  и психологического здоровья; размещение на стендах информации о с телефонами экстренной психологической помощи, телефонами доверия.

в течение года

Администрация школы, педагог-психолог,  зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители  1- 11 классов

 

 

11.

Организация и проведение  классных часов и бесед на  этические темы в целях развития у детей нравственных представлений  о законопослушном поведении, построении отношений со сверстниками и со взрослыми: «Воспитанность есть усвоение хороших привычек», «Поведение человека как образ жизни», «О законах нравственности», «Нравственное и безнравственное поведение», «Правонарушение как результат вредных привычек», «Семья – начало начал», «Жизнь – бесценный дар», «Гармония жизни – в нравственности», «Мы в ответе за свои поступки», «Мораль как основа профилактики преступности и правонарушений» и др.

в течение  года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители  1- 11 классов, учителя-предметники в части касающейся

 

 

 

Мероприятия для педагогов

12.

Участие социальных педагогов, педагогов-психологов, классных руководителей в областных   обучающих  семинарах по профилактике негативных явлений в образовательной среде, обеспечению личной безопасности учащихся,  формированию законопослушного поведения  и навыков здорового образа жизни у  школьников.

 

 

в течение года

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

 

 

 

13.

Обучающие семинары для педагогов с участием психологов на темы:

«Формы и методы работы с родителями (законными представителями) по профилактике агрессивного поведения подростков»;

«Буллинг и кибербуллинг как социально-педагогическая проблема. Причины, последствия, устранение».

С участием сотрудников УМВД России по городу Воронежу на темы:

«Обеспечение безопасности обучающихся. Опасные для жизни и здоровья  увлечения подростков в рамках закона»;

«Скулшутинг, «Колумбайн», синдром Вертера. Действия педагогов  в условиях школы»

ноябрь 2020, январь, март, май   2021

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

 

 

Мероприятия для родителей

14.

Ознакомление родителей учащихся с нормативными документами, регламентирующими деятельность общеобразовательных учреждений по формированию законопослушного поведения учащихся.

сентябрь

(по необходимости)

Заместитель директора по ВР, классные руководители

 

15.

Классные родительские собрания с рассмотрением вопросов:

«Организация занятости детей  во внеурочное и каникулярное  время в  целях профилактики совершения ими преступлений и правонарушений» с  участием  представителей УМВД России по городу Воронежу;

«Современный экстремальный досуг несовершеннолетних. Последствия, опасные для жизни и  здоровья, роль родителей в профилактике»;

«Буллинг  в школе. Причины, последствия, помощь».

«Детская агрессивность. Факторы, влияющие на скулшутинг в российских школах».

в течение года

(по графику)

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

 

16.

Индивидуальные консультации родителей (законных представителей)  на темы: «Особенности подросткового возраста», «Экстремальные увлечения современных подростков – игры ценою в жизнь», «Психологические и социальные причины зацепинга» и др. Доведение информации о работе детского телефона доверия под единым общероссийским номером,  а также телефонов доверия детских отделений БУЗ «Воронежский областной клинический наркологический диспансер», адресов служб помощи и др.

в течение учебного года

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, инспектор ПДН №3

 

17.

Консультации учащихся и родителей (законных представителей), оказавшихся в кризисной ситуации.

в течение учебного года

Заместитель директора ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

 

Диагностика

18.

Исследование  межличностных отношений в классных коллективах в целях   выявления уровня сплочённости детских коллективов  (наличие лидеров, отверженных). Мониторинг социального  контингента учащихся.

в течение года

(по плану)

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители