Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Программа профориентационной работы с учащимися МБОУ СОШ № 22 на 2018-2022 гг.

 

Принята

педагогическим советом

(Протокол №5  от 29.12.2017г.)

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №22

_____________Н.Н.Ломец

Приказ  от 29.12.2017г. №392

 

Программа

профориентационной работы с учащимися

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 22

имени генерала армии Черняховского И.Д.»

на 2018-2022 годы

г. Воронеж

  1. Обоснование программы

Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Увеличивается число неработающей молодежи: молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. Происходит недооценка значимости рабочих специальностей, падает престиж этих профессий среди молодежи. Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда.

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса. Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, теоретические и методические основы проф.консультации, общественно-значимые мотивы выбора профессии.

Однако профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному специалисту. Существуют социально – экономические противоречия: между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами, и методами, сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными планами молодежи и экономической необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом.

В настоящее время поиск новых подходов в области профориентационной работы обусловлен спецификой сложившейся в стране ситуации. Рыночные отношения оказали свое определяющее воздействие и на школу. Школа как государственный институт выполняет предъявленный ей заказ. Если раньше государство было единственным заказчиком образовательных услуг и рынка труда, то на современном этапе развития появилось значительное количество других весомых и влиятельных заказчиков (родители, учебные заведения профессионального образования, представители общественных организаций, производства, экономики, бизнеса и др.) Компетентность специалиста сегодня предполагает, помимо собственно профессиональной технологической подготовки, ряд других компонентов (базисных квалификаций), имеющих в основном внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых каждому специалисту. Это самостоятельность, творческий подход к любому делу, умение постоянно учиться и обновлять свои знания, владение «сквозными» умениями: работа на компьютере, пользование базами и банком данных, понимание экономики бизнеса и др. Необходимо учитывать, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм, поэтому нужно быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных за период обучения в молодости, не хватит на всю трудовую жизнь. В современных условиях, бесспорно, требуется повышение качества образования школьников и его важнейшей составляющей – подготовки к социально – профессиональному самоопределению на новой качественной основе.

Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых – всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач, обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся. Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно–значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры. Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

Профессиональное самоопределение рассматривается как важная часть социализации. Успешное профессиональное самоопределение возможно при следующих условиях:

а) сформированность мотивационно-потребностной сферы личности, наличие развитых интересов, склонностей и способностей,

б) достаточный уровень самосознания выпускника школы;

в) ориентированность выпускника в поле возможностей профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и образования.

Сегодня в образовательных учреждениях недостаточно ведется работа по популяризации рабочих специальностей, информирования и пропаганды обучения в СПО после окончания 9 класса. Выпускники, закончившие основную школу, идут в 10 класс, не определившись с будущей профессией, в связи с этим снижается их познавательная активность, теряются ориентиры на будущую профессиональную деятельность, не имеют конкретных жизненных планов.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально- ­производственным условиям. Следовательно, профессиональная ориентация учащихся – это действительно актуальная, серьезная проблема, которую необходимо решать совместными усилиями всех участников образовательной деятельности.

Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени. На решение этих задач направлена Программа профориентационной работы с учащимися МБОУ СОШ №22 (далее - Программа).

2. Цель и задачи Программы

Цель Программы

Создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации.

Задачи:

-     Создание системы профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

-     Формирование у школьников знаний об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

-     Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к своей будущей профессии.

-     Расширение социального партнерства по вопросам профессионального самоопределения учащихся, профориентационной работы.

-     Дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся «группы риска», состоящих на различных видах учета и др.

-     Обеспечение профпросвещения, профдиагностики, профконсультаций учащихся.

-     Координация действий учителей, педагога-психолога, педагога-библиотекаря, классных руководителей по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся и их родителей (законных представителей) с учетом потребностей предприятий НПР и перспективы размещения производительных сил на территории района, города.

 

3.Принципы профориентационной работы в школе

-     Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

-     Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

-     Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями (законными представителями).

-     Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

-     Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).

 

4.Система профессиональной ориентации школьников

Система профессиональной ориентации школьников:

-     профессиональное просвещение;

-     профессиография;

-     профессиональная диагностика;

-     профессиональная консультация;

-     профессиональный подбор;

-     профессиональная адаптация.

Просветительская работа важна на всех этапах реализации программы. Она проводится классным руководителем, учителями предметниками, педагогом-библиотекарем, педагогом-психологом. Ее главная цель – расширение знаний учащихся и их родителей (законных представителей) о профессиях, показ актуальности обсуждаемой проблемы и путей решения возникающих проблем.

Диагностика и консультирование - с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии. Педагогическая диагностика выявляет проблемы и вопросы, возникающие у учащихся и родителей (законных представителей), позволяет сделать работу в данном направлении более востребованной и значимой. Психодиагностика проводится с целью изучения личностных особенностей учащихся и оценки их профессиональных возможностей.

Коррекционная работа помогает избежать ошибок при выборе профессии, провести рефлексию своих возможностей, а также найти оптимальный путь самореализации.

Профессиональная адаптация - с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

 

5.Этапы и содержание профориентационной работы в школе

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:

-     формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

-     развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы:

-     развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

-     представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);

-     приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

8-9 классы:

-     уточнение образовательного запроса в ходе курсов по выбору, анкетирование;

-     групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

-      формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы:

-     обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). С этой целью ежегодно составляется план работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают педагог-библиотекарь, педагог-психолог, преподаватель-организатор ОБЖ, учитель технологии. Обеспечивается контакт школы с предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

6.Направления и формы профориентационной работы в школе

6.1.Организационно-методическая деятельность:

-     оформление уголка в кабинете технологии по профориентации;

-     обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации, пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;

-     проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников IX, XI кл.);

-     разработка и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год;

-     организация работы кружков;

-     введение элективных курсов и предметов по профориентации;

-     размещение материалов по самоопределению на школьном сайте;

-     оформление стенда «Профессии и человек»;

-     вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с  познавательными и профессиональными интересами.

6.2.Работа с педагогическими работниками:

-     методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт;

-     методическая помощь классным руководителям в проведении классных часов по профориентации;

-     разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;

-     консультации для педагогов по изучению личности школьника.

6.3.Работа с учащимися:

-     комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры;

-     консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.);

-     анкетирование;

-     организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);

-     встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Формы профессионального просвещения учащихся:

-     вербальные или словесные формы (собрания, лекции, доклады, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.);

-     практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков, тренинги, традиционные поручения, живая газета ,игры , конкурсы, тематические утренники и вечера, турниры знатоков, трудовые дела и т.п.);

-     наглядные формы (выставки творчества, книжные выставки, тематические стенды и т.п.).

6.4.Работа с родителями (законными представителями):

-     проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);

-     лектории для родителей;

-     консультации, индивидуальные беседы с родителями школьников;

-     анкетирование родителей учащихся;

-     привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;

-     привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;

-     помощь родителям в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.

6.5.Профориентационная работа педагога-психолога в школе:

-     изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;

-     осуществление мониторинга готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей (законных представителей);

-     тренинговые занятия по профориентации учащихся;

-     беседы, психологическое просвещение родителей (законных представителей) и педагогов на тему выбора;

-     формирование у школьников адекватной самооценки;

-     работа с родителями (законными представителями), в т.ч.приглашение родителей учащихся для выступлений перед учащимися о своей профессии;

-     оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

-     создание базы данных по профдиагностике.

 

  1. 7. Ожидаемые результаты.

Реализация данной программы позволит:

-     Повысить информированность школьников о профессиях и путях их получения.

-     Сформировать у учащихся потребность в обоснованном выборе профессии: самостоятельно проявляемая активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности.

-     Сформировать высокую степень самопознания школьника (изучение школьником своих профессионально важных качеств).

-     Повысить мотивацию учащихся к трудовой деятельности.

-     Оказывать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии.

-     Обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.

-     Сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

 

  1. 8. Оценка эффективности реализации Программы

Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий. Исполнители ежегодно (май - июнь) представляют отчет о проведенной работе и достигнутых результатах.

Заместитель директора по воспитательной работе:

-ежегодно проводит мониторинг качества профориентационной работы по ожидаемым результатам программы;

-проводит анализ результатов мониторинга профориентационной деятельности;

-разрабатывает методические рекомендации по повышению качества организации профориентационной работы

 

Диагностика эффективности программы:

-     Диагностика жизненно важных ценностей для учащихся (методика «Общечеловеческие ценности»).

-     Диагностика профессионально важных качеств у учащихся (методика «Коммуникативные навыки»).

-     Диагностика познавательных процессов.

-     Диагностика склонностей и интересов.

-     Анализ поступлений учащихся школы в учебные заведения и дальнейшего их самоопределения.

9.Механизм реализации Программы

Исполнители программы:

-администрация школы;

-классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог школы, социальный педагог, педагог-библиотекарь.

10.Этапы реализации программы

Сроки реализации Программы: 2018 - 2022 годы

I этап: проектно-аналитический – 2018 -2019 учебный год.

Цель: анализ условий профориентационной работы

Задачи:

1. Изучение нормативной базы.

2. Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся.

3.Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

4. Подбор диагностических методик по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2006-2021 годы.

Цель: реализация программы по профориентации.

Задачи:

  1. Отработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия.

2. Совершенствование профориентационной работы через профпросвещение и профадаптацию.

3. Развитие ученического самоуправления.

4.Разработка методических рекомендаций по профориентации.

5.Расширение и укрепление связей с социальными партнерами (учреждениями производственными, культуры, спорта и др.).

6.Вовлечение в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7. Проведение мониторинга реализации программы.

III этап: аналитический – 2021-2022 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации Программы.

Задачи:

1.Обобщение результатов работы школы.

2.Коррекция затруднений в реализации Программы.

3.Планирование работы на следующий период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 22

----------------------Н.Н. Ломец

 

План

мероприятий по профориентационной работе

в МБОУ СОШ № 22

(2017-2018 учебный год)

№ п/п

Мероприятия

Классы

Сроки

 

Ответствен-

ный

1

Организационно-распорядительная деятельность

1.1

Планирование мероприятий по профориентационной работе

 

Сентябрь

Зам.директора по ВР

1.2

Ознакомление членов педагогического коллектива с системой профориентационной работы, с нормативно-правовыми документами профориентационной работы

 

В течение года

Зам.директора по ВР

1.3

Организация психологического сопровождения профориентации в школе

 

В течение года

Педагог-психолог

1.4

Заключение договоров о сотрудничестве с высшими учебными заведениями

 

В течение года

Директор

1.5

Заседания методических объединений учителей-предметников, классных руководителей, совместно с педагогом-психологом по определении их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.

 

Октябрь

Руководители ШМО

1.6.

Мониторинг качества профориентационной работы по ожидаемым результатам программы

 

Ежегодно

Зам. директора по ВР, руководители ШМО

2

Организационно – методическая работа

2.1

Организация тематических выставок по профориентации учащихся в образовательных учреждениях, оформление стенда «В мире профессий», буклетов

8-11

В течение

года

Педагог-психолог , педагог-библиотекарь

2.2.

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников IX, XI классов)

9,11

Сентябрь -октябрь

Зам. директора по ВР

2.3.

Разработка и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год.

Анализ планов воспитательной работы по профориентации.

 

Август

Зам. директора по ВР

2.4.

Организация работы предметных, художественных кружков и кружков декоративно-прикладного творчества

1-11

В  течение года

Зам. директора по ВР

2.5.

Введение элективных курсов, элективных учебных предметов

9-11

В течение года

Зам. директора по УВР

2.6.

Организация регулярной рубрики «Уроки самоопределения» в школьной печатной газете и на сайте ОУ

8-11

В течение года

Зам. директора по ВР, педагог-психолог, ст.вожатая

2.7.

Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с  познавательными и профессиональными интересами.

5-11

 

 

 

В течение года

 

Зам. директора по ВР, классные руководители

2.8.

Пополнение библиотечного фонда литературой и методическими материалами по профориентации и трудовому обучению

1-11

В течение

года

Педагог-библиотекарь

2.9.

Круглый стол «Система работы библиотеки ОУ по сопровождению урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации плана профориентации учащихся»

1-11

Ноябрь

Педагог-библиотекарь

3

Работа с учащимися

3.1.

Тестирование и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности,

«Изучение склонностей и интересов»

9-11

 

5-8

 

Февраль

 

октябрь, декабрь

Зам. директора по ВР, классные руководители, педагог-психолог

3.2.

Проведение конкурсов, конференций, интеллектуальных игр, викторин, бесед, выставок и т.д.

1-11

 

 

В течение года

Зам. директора по ВР,  классные руководители

учителя-предметники

3.3

Тренинговое занятие «Темперамент и выбор профессии»

 

9 - 11

 

 

Февраль

 

 

Педагог-психолог

3.4

Мероприятия в школьном лагере с дневным пребыванием детей «Солнышко»

1-4

Июнь

Начальник лагеря, воспитатели

3.5

Проведение тематических классных часов

1-11

В течение года

Классные руководители

3.6

Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений

9-11

В течение года

Зам. директора по ВР,  классные руководители

3.7

Обеспечение участия учащихся  в работе ярмарки  вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда.

9-11

Январь-апрель

зам. директора по ВР,  классные руководители

3.8

Организация работы предметных, художественных кружков и кружков декоративно-прикладного творчества

1-11

В течение года

Зам. директора по ВР, учителя-предметники, рук-ли кружков

3.9

Обеспечение участия уч-ся в работе ученических трудовых бригад, работа на пришкольном участке

7-11

Июнь-август

Зам. директора по ВР, учителя технологии

3.10

Изучение читательских интересов школьников, обсуждение книг, имеющих профорнентационное значение.

1-11

В течение года

Педагог-библиотекарь

3.11

Организация экскурсий на предприятия, учреждения, встречи с представителями разных профессий, со специалистами “Центра занятости”

8-11

В течение года

Классные руководители

3.12

Традиционные поручения

1-11

В течение года

Классные руководители

3.13

Профориентация учащихся на уроках

1-11

Постоянно

Учителя-предметники

3.14

Проведение индивидуальных консультаций

1-11

Весь период

Педагог-психолог, кл. руководители

4

Мероприятия  с педагогическими работниками

4.1.

Оказание методической помощи классным руководителям в проведении классных часов по профориентации

1 - 11

В течение

года

Зам. директора по ВР

4.2.

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп.

1-11

В течение

года

Зам. директора по ВР, педагог-психолог

4.3

Семинары и групповые консультации для педагогов, классных руководителей по теме «Теория и практика профориентационной работы».

5-11

В течение

года

Зам. директора по ВР, педагог-психолог

4.4.

Проведение ШМО классных руководителей с рассмотрением вопросов методики профориентационной работы, обменом опыта ее проведения.

5-11

В течение

года

Руководители ШМО

4.5.

Организация  для педагогов профконсультации по изучению личности школьника

-        Исследование готовности учащихся к выбору профессии

-        Изучение личностных особенностей и способностей учащихся

-        Изучение склонностей и интересов

-        Изучение профессиональных намерений и планов учащихся

 

 

 

9-11

 

7-8

 

5-6

 

9-11

В течение

года

Педагог- психолог

4.6.

Отчет учителей-предметников, классных руководителей, руководителей кружков о проделанной работе

 

Май

Зам. директора по ВР

5.

Работа с родителями (законными представителями)

5.1.

Беседы с родителями  по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении».

8-11

В течение

года

Классные руководители, педагог-психолог

5.2.

Консультации  родителей (законных представителей) по вопросу  выбора профессий учащимися.

7-11

В течение

года

Педагог-психолог, классные руководители

5.3

Привлечение родителей к совместной работе по профориентации: участие в проведении экскурсий учащихся на предприятия и в учебные заведения;

встречи учащихся с родителями - представителями различных профессий.

7-11

В течение

года

Классные руководители, учителя-предметники

5.4.

Родительские собрания по вопросам

-спрос профессий на рынке труда;

-медицинские аспекты при выборе профессии;

-куда пойти учиться;

-как помочь ребенку выбрать будущую профессию и т.п.

8-11

В течение

года

Классные руководители

 

5.5.

Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации.

7-11

В течение

года

Классные руководители психолог







 

 

 

 

11.Мероприятия по реализации Программы

№ п/п

Мероприятия

Классы

Сроки

 

Ответствен-

ный

1

Организационно-распорядительная деятельность

1.1

Планирование мероприятий по профориентационной работе

 

Сентябрь

Зам.директора по ВР

1.2

Ознакомление членов педагогического коллектива с системой профориентационной работы, с нормативно-правовыми документами профориентационной работы

 

В течение года

Зам.директора по ВР

1.3

Организация психологического сопровождения профориентации в школе

 

В течение года

Педагог-психолог

1.4

Заключение договоров о сотрудничестве с высшими учебными заведениями

 

В течение года

Директор

1.5

Заседания методических объединений учителей-предметников, классных руководителей, совместно с педагогом-психологом по определении их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.

 

Октябрь

Руководители ШМО

1.6.

Мониторинг качества профориентационной работы по ожидаемым результатам программы

 

Ежегодно

Зам. директора по ВР, руководители ШМО

2

Организационно – методическая работа

2.1

Организация тематических выставок по профориентации учащихся в образовательных учреждениях, оформление стенда «В мире профессий», буклетов

8-11

В течение

года

Педагог-психолог , педагог-библиотекарь

2.2.

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников IX, XI классов)

9,11

Сентябрь -октябрь

Зам. директора по ВР

2.3.

Разработка и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год.

Анализ планов воспитательной работы по профориентации.

 

Август

Зам. директора по ВР

2.4.

Организация работы предметных, художественных кружков и кружков декоративно-прикладного творчества

1-11

В  течение года

Зам. директора по ВР

2.5.

Введение элективных курсов, элективных учебных предметов

9-11

В течение года

Зам. директора по УВР

2.6.

Организация регулярной рубрики «Уроки самоопределения» в школьной печатной газете и на сайте ОУ

8-11

В течение года

Зам. директора по ВР, педагог-психолог, ст.вожатая

2.7.

Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с  познавательными и профессиональными интересами.

5-11

 

 

 

В течение года

 

Зам. директора по ВР, классные руководители

2.8.

Пополнение библиотечного фонда литературой и методическими материалами по профориентации и трудовому обучению

1-11

В течение

года

Педагог-библиотекарь

2.9.

Круглый стол «Система работы библиотеки ОУ по сопровождению урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации плана профориентации учащихся»

1-11

Ноябрь

Педагог-библиотекарь

3

Работа с учащимися

3.1.

Тестирование и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности,

«Изучение склонностей и интересов»

9-11

 

5-8

 

Февраль

 

октябрь, декабрь

Зам. директора по ВР, классные руководители, педагог-психолог

3.2.

Проведение конкурсов, конференций, интеллектуальных игр, викторин, бесед, выставок и т.д.

1-11

 

 

В течение года

Зам. директора по ВР,  классные руководители

учителя-предметники

3.3

Тренинговое занятие «Темперамент и выбор профессии»

 

9 - 11

 

 

Февраль

 

 

Педагог-психолог

3.4

Мероприятия в школьном лагере с дневным пребыванием детей «Солнышко»

1-4

Июнь

Начальник лагеря, воспитатели

3.5

Проведение тематических классных часов

1-11

В течение года

Классные руководители

3.6

Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений

9-11

В течение года

Зам. директора по ВР,  классные руководители

3.7

Обеспечение участия учащихся  в работе ярмарки  вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда.

9-11

Январь-апрель

зам. директора по ВР,  классные руководители

3.8

Организация работы предметных, художественных кружков и кружков декоративно-прикладного творчества

1-11

В течение года

Зам. директора по ВР, учителя-предметники, рук-ли кружков

3.9

Обеспечение участия уч-ся в работе ученических трудовых бригад, работа на пришкольном участке

7-11

Июнь-август

Зам. директора по ВР, учителя технологии

3.10

Изучение читательских интересов школьников, обсуждение книг, имеющих профорнентационное значение.

1-11

В течение года

Педагог-библиотекарь

3.11

Организация экскурсий на предприятия, учреждения, встречи с представителями разных профессий, со специалистами “Центра занятости”

8-11

В течение года

Классные руководители

3.12

Традиционные поручения

1-11

В течение года

Классные руководители

3.13

Профориентация учащихся на уроках

1-11

Постоянно

Учителя-предметники

3.14

Проведение индивидуальных консультаций

1-11

Весь период

Педагог-психолог, кл. руководители

4

Мероприятия  с педагогическими работниками

4.1.

Оказание методической помощи классным руководителям в проведении классных часов по профориентации

1 - 11

В течение

года

Зам. директора по ВР

4.2.

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп.

1-11

В течение

года

Зам. директора по ВР, педагог-психолог

4.3

Семинары и групповые консультации для педагогов, классных руководителей по теме «Теория и практика профориентационной работы».

5-11

В течение

года

Зам. директора по ВР, педагог-психолог

4.4.

Проведение ШМО классных руководителей с рассмотрением вопросов методики профориентационной работы, обменом опыта ее проведения.

5-11

В течение

года

Руководители ШМО

4.5.

Организация  для педагогов профконсультации по изучению личности школьника

-        Исследование готовности учащихся к выбору профессии

-        Изучение личностных особенностей и способностей учащихся

-        Изучение склонностей и интересов

-        Изучение профессиональных намерений и планов учащихся

 

 

 

9-11

 

7-8

 

5-6

 

9-11

В течение

года

Педагог- психолог

4.6.

Отчет учителей-предметников, классных руководителей, руководителей кружков о проделанной работе

 

Май

Зам. директора по ВР

5.

Работа с родителями (законными представителями)

5.1.

Беседы с родителями  по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении».

8-11

В течение

года

Классные руководители, педагог-психолог

5.2.

Консультации  родителей (законных представителей) по вопросу  выбора профессий учащимися.

 

7-11

В течение

года

Педагог-психолог, классные руководители

5.3

Привлечение родителей к совместной работе по профориентации: участие в проведении экскурсий учащихся на предприятия и в учебные заведения;

встречи учащихся с родителями - представителями различных профессий.

7-11

В течение

года

Классные руководители, учителя-предметники

5.4.

Родительские собрания по вопросам

-спрос профессий на рынке труда;

-медицинские аспекты при выборе профессии;

-куда пойти учиться;

-как помочь ребенку выбрать будущую профессию и т.п.

8-11

В течение

года

Классные руководители

 

5.5.

Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации.

7-11

В течение

года

Классные руководители психолог











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Конкурсы, конференции, интеллектуальные игры, викторины, беседы, выставки и т.д.

№ п/п

Мероприятия

Классы

Сроки

 

Ответственный

1.

Устный журнал: « В мире профессий»

5-6

Октябрь

Классные руководители

2

Профориентационная игра «В мире профессий»

 

2-4

 

 

Ноябрь

 

 

Ст.вожатая, классные руководители

3

Диспут «Карьера — это карьеризм или профессиональный рост»

9 - 11

Ноябрь

 

Педагог-организатор, классные руководители

4

Диспут «Престижность профессии. Что это такое?»

7-8

Ноябрь

 

Педагог-организатор, классные руководители

5

Занятие-игра «Все профессии хороши – выбирай любую» для учащихся группы риска

5-9

Декабрь

Педагог-организатор, классные руководители

6

Состязание знатоков….

5-8,9-11

Декабрь

Педагог-организатор, классные руководители

7

Фотоконкурс  «Мамин труд я берегу, помогаю, как могу!»

1-9

Январь

Педагог-организатор, классные руководители

8

Игра – путешествие «Как хлеб на Земле появился?»

1-4

Февраль

 

 

 

Педагог-организатор, классные руководители

9

Викторина «Вы скажите нам, откуда появилось это чудо?»

5-8

Март

Педагог-организатор, классные руководители

10

Конкурс «Мастерская Самоделкина»

1-8

Март

Педагог-организатор, классные руководители

11

Школа умелых хозяев

«Выбор профессии – важное дело»

«Экономика профессии, которую ты выбираешь»

6-8

9-11

Март

Педагог-организатор, классные руководители

12

Познавательная игра-соревнование «Умение везде найдет применение»

5-8

Апрель

Педагог-организатор, классные руководители

13

Вечер- путешествие  «Удивительное рядом»

 

7-11

Апрель

Педагог-организатор, классные руководители

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№2

Тематические классные часы по профориентации (примерные темы)

№ п/п

Мероприятие

Классы

Сроки

Ответственные

1

Организация и проведения классных часов по профориентации с учащимися:

-     Мир моих интересов

-     Все работы хороши – выбирай на вкус

-     Профессии наших родителей

-     О профессиях разных, нужных, важных

-     Путь в профессию начинается в школе

-     Моя мечта о будущей профессии

-     Труд на радость себе и людям

1-4

В течение года

Классные руководители

2

Организация и проведение классных часов по профориентации с учащимися:

- Мир профессий. Человек – техника

- Мир профессий. На страже закона. Встреча с представителями правоохранительных органов

- Мир профессий. Электронные помощники

- Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Экскурсия в парикмахерскую

- Мир профессий. Книга – выставка

- Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча. Экскурсия в аптеку

- Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи

5-8

В течение года

Классные руководители

Организация и проведение классных часов по профориентации с учащимися :

-       Познай самого себя

-       Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование

-       Профориентация и медицинская профконсультация

-       Мотивы выбора профессий

-       Психологические характеристики профессий

-       Профессии с большой перспективой

-       Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека

-       Что век грядущий нам готовит!

9-11

В течение года

Классные руководители

 

Приложение №3

План проведения месячника  (декады, недели) профориентационной работы

«Мир профессий»

Мероприятие

Класс

Дата

Ответственные

Классные часы

Классный час

«Профессии, которые встречаются в школе»

5

 

Классный руководитель

Классный час

«Все профессии важны, все профессии нужны»

«Есть такая профессия – лечить людей»

6

 

Классный руководитель

Классные часы

«Мир профессий»

«Профессии наших родителей»

7

 

Классный руководитель

Классный час «Как найти свое место в жизни»

8

 

Классный руководитель

Классный час

«Моя будущая профессия. Какой я ее вижу?» (экскурсия в мир профессий)

9

 

Классный руководитель

Творческие мастерские, оформление кабинетов

Беседа и выполнение творческих заданий «Расширяем кругозор» по книге Л. Калининой «Профессии»

1

в течение месяца

Педагог-библиотекарь

Выставка поделок «Волшебный узелок»

2

 

Учителя технологии, руководители кружков

Выпуск стенгазеты «Профессии, которые строят дом»

3

 

Классный руководитель

Оформление стенда по профориентации

9

 

Учителя труда

Акция «Мой учебник», ремонт книг из школьной библиотеки

4

 

Педагог-библиотекарь

Конкурс рисунков «Профессии моих родителей»

1-2

в течение месяца

Классный руководитель

Выставка рисунков «Кем я буду?»

3-4

в течение месяца

Классный руководитель

Классные мероприятия

Беседы о различных профессиях на уроках чтения и развития речи

1

В течение месяца

Учителя начальных классов

Беседа «О нужных профессиях» (заочная экскурсия по школе)

2

 

Учителя начальных классов

Чтение рассказов и стихотворений о труде людей и профессиях

3-4

 

Учителя начальных классов

Беседа «Я и мир профессий»

5

 

Классный руководитель

Литературные минутки о труде, выставка книг

6-8

 

Классный руководитель

Цикл бесед о профессиях

9

В течение месяца

Классный руководитель

Познавательные беседы на тему «Дом, в котором ты живешь»

9

в течение месяца

Классный руководитель

Внеклассные мероприятия

Презентация (выставка книг) «Все профессии нужны, все профессии важны»

1-9

 

Педагог-библиотекарь

«Веселая викторина о профессиях»

1-2

 

Классный руководитель

Игра-путешествие «Чем пахнут ремесла?»

3

 

Классный руководитель

Викторина-презентация «Загадки о профессиях»

4

 

Классный руководитель

Викторина «По страницам любимых произведений»

5

 

Классный руководитель

Викторина «Азбука профессий»

 

 

Классный руководитель

Дидактическая игра «Профессии людей»

7

 

Классный руководитель

Внеклассное мероприятие «Ты и твоя будущая профессия»

8

 

Классный руководитель

Диагностика профессиональных склонностей учащихся

9

 

Педагог-психолог

Библиотечный урок «Любимые книги читая, профессии мы выбираем»

2-4

 

Педагог-библиотекарь

Общешкольные мероприятия

«Профориентационная гостиная» (консультации с приглашением специалистов)

учащиеся, родители, педагоги

в течение месяца

Зам. директора по ВР

Игра по станциям «Ярмарка профессий»

5-9

 

Ст.вожатый

 

 

Приложение № 4

Примерные темы для оформления стендов по профориентации

  1. Профессии XXI века
  2. Азбука профессий
  3. Сто дорог, одна – твоя
  4. Сделай свой выбор
  5. В мире профессий
  6. Профориентация в школе – путь к успеху!
  7. Выбирай дорогу в жизнь!
  8. Выбираем колледж
  9. Выбираешь профессию – выбираешь судьбу.

 

Приложение  №5

Тематические выставки в библиотеке

  1. «Путь к карьере»
  2. «Спросим у родителей»
  3. «Слово о призвании»
  4. «Справочное бюро» (со страницами истории профессии)
  5. «Типы людей и типы профессий»
  6. «Мир профессий» (художественная литература, материал из будней ученых, испытателей, о людях редких, интересных и романтических профессий)
  7. «Выбор профессии - дело серьёзное»
  8. «Много профессий хороших и разных»
  9. «Познай вкус ремесла»
  10. «Выбор профессии - выбор пути»
  11. «Куда пойти учиться»
  12. «Тебе, абитуриент!»
  13. «Как сделать выбор»
  14. «Моя будущая профессия». Выставка может состоять из трёх разделов: «Хочу» (как выбрать профессию; интересы и склонности); «Могу» (человек и профессия, здоровье и выбор профессии, проверь в себя); «Надо» (новые профессии на современном рынке труда, профессии актуальные в ЕАО)
  15. «Образование в 21 веке». Материал может быть сгруппирован по рубрикам: «Образование через всю жизнь...», «Современные модели обучения»
  16. «Кем быть и где учиться, чтоб в удовольствие трудиться»
  17. «Студенческие годы» (день студенчества 25 января)
  18. «Осознанный выбор»
  19. «Рекомендуем познакомиться: ВУЗы, колледжи, техникумы»
  20. «Тебе, абитуриент!» «Для вас, абитуриенты!»
  21. «Профориентация. Кем стать после детства»
  22. «Представляем ВУЗы»
  23. «Выбираем колледж»
  24. «Ваше будущее – высокие технологии»
  25. «Высшее образование: знакомство с профессией»
  26. «Выбираешь профессию – выбираешь судьбу»

 

Приложение №6

Методика проведения разных форм профориентационной работы

Вербальные формы

Профориентационные уроки, часы профориентации: “Экскурс в профессию”, “Я выбираю профессию”, “Урок занятости”, “Урок финансовой грамотности”, “Урок юридической грамотности”.

Лекции, проф. беседа проводится с целью ознакомления учащихся с миром профессий, ориентирами профессионального самоопределения, системой профессионального обучения и подготовки в регионе, осо­бенностями и условиями трудовой занятости населения.

При подготовке беседы предусматривается перечень вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы, наглядные материалы, форма подведения итогов.

Для участия в беседе можно пригласить представителя профессии, о которой идет речь, специалистов различных социальных служб, работников профессиональных учебных заведений, студентов и др.

Устный журнал — представляет собой выступления учащихся с сообщениями на определенную тему, каждое сообщение составляет одну страницу журнала.

Чтобы журнал вышел интереснее, можно включать в него просмотр видеоматериалов, слайдов, устраивать встречи с представителями различных профессий.

Примерная тематика устных журналов: «Люди в белых халатах», «Твоя профессия», «Кто нас одевает», «В мире профессий» и др.

Круглый стол

Главной особенностью данной формы работы является коллективная беседа, посвященная конкретной проблеме. Число участников такой встречи ограничено, не более одного класса. Участие старшеклассников в беседе за «круглым столом», свободный обмен мнениями по актуаль­ным вопросам современности предусматривает достаточно высокий уровень подготовки участников. Данная форма работы может быть рекомендована старшеклассникам, имеющим уже определенный опыт. На каждое заседание клуба составляется программа, в которой подробно описывается ход заседания, примерные вопросы участникам, указываются учебные заведения, в которых можно получить нужную профессию.

Примерная тематика: «Перспективы выбранной профессии: смогу ли я реализоваться», «Есть ли выход? Как вы представляете свое будущее и будущее страны?», «Дорога, которую мы выбираем»; «Утверди себя в жизни трудом”, «Образование и профессия в меняющемся мире”;

Диспут интересен тем, что заставляет задуматься над проблемой профессионального выбора тех, кто еще не готов к нему, а также способствует выработке коллегиального решения по спор­ным вопросам.

Примерные темы диспутов: «Кем быть, каким быть?», «Все ли средства хороши для достижения своей цели», «Безработица — это тупик или перепутье», «Карьера — это карьеризм или профессиональный рост», «Что я делаю для достижения своей цели», «Престижность профессии. Что это такое?» и др. Приведем примерные вопросы к диспуту «Кем быть, каким быть?»:

1.  «Смысл жизни» и «Выбор профессии». Равнозначны ли эти понятия?

2.  «Кем быть» или «Каким быть»?

3.  Профессия красит человека или человек профессию?

4.  Говорят, что можно привыкнуть к любой профессии. Так ли это?

5.  Свободный выбор профессии. Что это значит?

6.  Зависит ли выбор профессии от оценок в аттестате?

7.  Что нужно знать для правильного выбора профессии?

Часы-дебаты «Открытие профессии». В часах-дебатах уделяется внимание тому, чтобы не было увлечения только внешней или какой-либо частной стороной профессии. Показано какого рода обстоятельства при выборе профессии надо учитывать прежде всего, а не основывать свой выбор только на личной симпатии к конкретному представителю той или иной профессии;

Часы-раздумья «Мир профессий». Помогут поднять большой пласт информации о профессиях, связанных с:

- управлением производством, руководством людьми,

- материально-бытовым, торговым обслуживанием людей,

- информационным обслуживанием людей,

- медицинским обслуживанием.

Клубы по интересам, кружки

Клубы ориентированы на решение образовательных и воспитательных задач вне рамок учебного процесса. Каждый клуб имеет свою программу в соответствии с профилем работы, объявляет конкурсный набор учащихся, проводит самостоятельную профильную деятельность, организует выпускные испытания.

Встречи с интересными людьми «Люди нашего города» и представителями учебных заведений;

Родительские собрания по профориентационной тематике

Консультация “Психологическая подготовка к экзаменам”, “Поведение на экзамене”, “Оформление документов при поступлении в учебное заведение»;

 

Практические формы: активным (кружки, клубы, мастерские, лагеря)

Традиционные поручения Примерные дела-поручения: Дежурные по классу, Санитары, или Айболиты, Библиотекари, или друзья книги, Цветоводы, или друзья природы, Физорги, Затейники, Артисты, Журналисты или Газетчики.

Наиболее активной формой работы по профориентации является конкурс (например, «Выбор профессии - выбор будущего», «Библиотека - помощник в выборе жизненного пути»). Конкурсы могут быть самыми разнообразными и проводиться как самостоятельные мероприятия (конкурс «Лучший по профессии»), или в ходе других мероприятий, например, в ходе классного часа.

Аукцион знаний «Все профессии важны! Все профессии нужны?»; Профориентационная рулетка «Выбор пути»;

Конкурс сочинений, эссе, стихотворений.

Конкурс рисунков. Наиболее интересными являются конкурсы творческих работ («Техническое творчество как ступенька к профессиональному мастерству»), фотоконкурсы («Профессия»). конкурс-презентация профессий «Выбор, определяющий судьбу»;

Профориентационный конкурс «Я б в рабочие пошел!»

Турнир знатоков

Ярмарки и аукционы на аукцион выставляются поделки, изготовленные руками самих детей. Аукцион конструируется по образу и подобию насто­ящего, взрослого аукциона.

Профориентационные игры

Деловые игры «Угадай профессию», «Защита выбранной профессии», “Смотрины», «Пусть каждый выберет свой путь», «Бизнес и карьера», «Сам себе адвокат», «Из школы в жизнь»;

Ролевые игры «Выявление способностей и осознанный выбор», «Выбери свою дорогу», «Качественное обучение - надёжное будущее»;

Игра-разминка «Профессионал». Правила игры заключаются в том, что необходимо вообразить себя представителем той или иной профессии, и при помощи искусства пантомимы показать себя в работе, а присутствующие должны догадаться, кого изображают играющие.

«Профессиональный ринг»

Смысл использования предлагаемых методик - в создании более непринужденной, доброжелательной и естественной, чем обычно, атмосферы работы со старшеклассниками (или даже с взрослыми клиентами), а также - в моделировании отдельных элементов професси­онального, жизненного и личностного самоопределения. По сравнению с профориентационными играми, предназна­ченными для работы с це­лым классом, игровые профориентационные упражнения более просты и динамичны, хотя некоторые из них по своей сложности приближаются к собственно профориентационным играм.

Тематический утренник или вечер — может быть посвящен одной профессии или целой отрасли.

-                   Мир моих интересов.

-                   Все работы хороши - выбирай на вкус.

-                   Профессии наших родителей.

-                   О профессиях разных, нужных и важных.

-                   Путь в профессию начинается в школе.

-                   Моя мечта о будущей профессии.

-                   Труд на радость себе и людям.

-                   Познай самого себя.

-                   Мотивы выбора профессии.

-                   Они учились в нашей школе.

-                   Выпускники школы-учителя.

-                   Профессии с большой перспективой.

-                   Что век грядущий нам готовит?

-                   Труд и творчество как главный смысл жизни.

-                   Сотвори свое будущее.

-                   Что? Где? Когда?

Экскурсия — одна из распространенных форм получения про­фессиональной информации. Не зря говорят, лучше один раз уви­деть, чем сто раз услышать. В ходе экскурсии учащихся знакомят с профессиональными учебными заведениями, предприятиями, уч­реждениями, работой региональных отделов службы занятости, центра профориентации.

Трудовые дела

Шоу-программы «Мастер-класс: Моя профессия – визажист, косметолог. - парикмахер». Приятного аппетита (о профессии повара).

К нетрадиционным формам профориентационной работы относятся: предоставление доступа к электронным базам данных («Учебные заведения ЕАО»), компьютерное тестирование.

Организация тестирования и анкетирования уч-ся с целью выявления профнаправленностн. Профоконсультирование. В результате профориентационной работы составляются персональные досье, на основе которых выпускникам школ даются проф-рекомендации. Досье по профориентации обычно включает сведения о семье, успеваемости, результатах медицинского освидетельствования, особенностях характера, оценках способностей и интересов по результатам тестирования. Учителя-предметники и классные руководители активно участвуют в профориентационной работе (в основном на начальных этапах проведения мероприятий по профориентации), помогают профконсультантам составлять досье на выпускников.

Инновационными формами работы по профориентационной деятельности являются:

Справочное бюро «Проверь в себя!». Психологический практикум, направленный на оценку уровня знаний, своих индивидуальных способностей. Мир профессий огромен, и подросткам всё труднее и труднее выбрать дело своей жизни - и по вкусу, и по плечу, и тем важнее понять каждому, каков он сам, что он может;

Комплексные формы

Дни профессий «Мир профессий»;

Дни абитуриента «Моё увлечение - моя профессия», «Представьтесь, пожалуйста», «Работа? Профессия? Призвание? Хобби?»;

Дни профориентации «Путешествие в профессию»

Дни информации «Школа... а дальше?», «От А до Я», «Сведения об учебных заведениях»;

Профориентационный декадник «Путь к профессиональной карьере»

Месячник профориентации «Будущее – это ты».

Особенно актуально проводить Неделю профориентации «Профессии на все времена». В это время используется комплекс различных форм профориентационной деятельности. Кроме традиционных выставок, организовываются встречи со специалистом - профконсультантом из центра занятости; ведутся просмотры видеофильмов, например, «Азбука профориентации»; «Ищу работу», а также разрабатываются буклеты, закладки, листовки.

Парад профессий «Открытие профессии»

Ярмарка профессий «Выбери работу по душе»

Проекты “Время выбирать», «Профориентационная биржа».