Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Программа «Территория здорового образа жизни» по профилактике правонарушений, безнадзорности, употребления ПАВ и негативных явлений среди несовершеннолетних в МБОУ СОШ № 22 2016-2018 гг.

Рассмотрена на заседании  совета учреждения                                                                                   Протокол  от 29.08.2016г. №1

Утверждаю

 

Директор МБОУ СОШ № 22

Н.Н. Ломец

(приказ от 29.08.2016г. №243)

Программа

«Территория здорового образа жизни»

по профилактике

правонарушений, безнадзорности,

употребления ПАВ и негативных явлений

среди несовершеннолетних

в МБОУ СОШ № 22

2016-2018г.г.

Пояснительная записка.

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

 

Актуальность программы

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы   живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Анализ предыдущего периода работы школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психо-эмоциональных особенностей школьников, отсутствия свойства толерантности у 40% подростков, средовой адаптации учащихся. В реализации данной программы ученик является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.

Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями  и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.

Перед образовательными учреждениями   стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе.     Учащиеся школы, как всё молодое поколение России, переживают кризисную социально – психологическую ситуацию, когда разрушены прежние стереотипы поведения и ценностные ориентиры, а выработка новых происходит сложно и болезненно. Поэтому часто молодёжь утрачивает ощущение смысла происходящего и находится под воздействием интенсивных стрессовых ситуаций. Отсюда опасность увлечения количества учащихся, подвергающихся вредным привычкам: табакокурению, алкоголизму, наркомании.

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной  социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

·         рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

·        массовые нарушения прав детей;

·         рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

·        омоложение преступности;

·     увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости  совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью  систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ СОШ № 22.

Данная программа направлена на то, чтобы уберечь учащихся от вредных привычек, ведь статистические данные говорят о том, что если человека возрасте от 10 до 21 года отвратить от курения, спиртного, наркотиков, то вероятность того, что этот человек вырастет физически и нравственно здоровым увеличивается до 90 %.

 

Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний помогает воспитать здоровое, физически крепкое поколение.

Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе следующие

Цели:

  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение качества их жизни;
  • формирование потребности вести здоровый образ жизни;
  • воспитание нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;
  • выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития  и поиска своего места в жизни.

Задачи:

1.Ощуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению правам человека.

2. Развивать физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки детей в школе.

3.Формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ.

4.Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива.

5. Формировать морально-волевые качества школьников.

6.Создать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.

7. Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.

8. Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.

9. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку.

10.Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

11.Проведение воспитательной, пропагандистской работы с несовершеннолетними, родителями (законными представителями) и работниками школы, направленной на предотвращение экстремистской деятельности, воспитанию толерантности, культуры мира и межнационального согласия в  школьной  среде.

12. Проведение работы по информационной безопасности, осуществление мониторинга сети Интернет в школе  для выявления информации экстремистской направленности.

13. Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.

 

Приоритетные направления деятельности

1.Исследовательская работа: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка, отслеживание влияния социума, саморегуляция.

2. Профилактическая  коррекционно-развивающая работа: предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состоянии ребенка.

3. Просветительская работа: консультации, беседы, лекции, привлечение специалистов, наглядная агитация.

4. Воспитательная работа: вовлечение в деятельность «живой пример» педагога, эффективное личностное общение.

 

Условия, при выполнении которых эффективна работа по профилактике  безнадзорности и правонарушений школьников:

-       изменение условий семейного воспитания;

-       успешность обучающихся в учебной деятельности;

-       обеспечение их психологической защищенности;

-       развитие эмоционально-позитивной системы отношений

со     сверстниками, родителями, учителями;

-       овладение педагогами и родителями знаниями о психологических

-       особенностях несовершеннолетних, склонных к правонарушениям;

-        создание благоприятных условий для развития и самореализации          школьников.

Принципы профилактической работы:

-комплексность;

-дифференцированность;

-многоаспектность;

-последовательность;

-аксиологический (ценностный) подход, предполагающий формирование

у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом

образе  жизни, законопослушности.

 

Ресурсное обеспечение программы

 

1. Кадровое обеспечение

 

В реализации программы участвуют:

директор школы, заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе,  классные руководители, социальные педагоги, педагог-психолог, школьный врач, учителя-предметники, библиотекарь, педагоги дополнительного образования,

представители правоохранительных органов, представители общественных организаций.

 

 

2. Финансовое обеспечение

 

Программа реализуется за счет средств  школы.

 

Механизм реализации программы:

Управление и контроль хода реализации программы осуществляются советом школы.

Основные направления и положения программы ежегодно уточняются.

Для реализации программы по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.

 

Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, необходимо, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям детей и подростков, дают мотивацию их поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.

Педагогическим коллективом   МБОУ СОШ № 22  используются следующие методики формирования законопослушного поведения несовершеннолетних:

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.

2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Классные руководители  устанавливают ежедневный контроль посещаемости уроков. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей причину отсутствия. Следует установить контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика».
Когда прогулы носят систематический характер, возможно подключение работников полиции и Комиссии по делам несовершеннолетних, принятие мер к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Комиссии, в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.

3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации   и на асоциальное поведение.

Учебный план    по дополнительному образованию

на  2017-2018 учебный год

Направленность

Название кружка

Класс

Срок освоения программы

Количество часов в неделю

Социально-педагогическая поддержка

«Юный пожарный»

9 «А»

1 год

1

«Юный пешеход»

 

1 «Б»

 

1 год

1

«Правовой вестник»

11 «А»

1 год

1

Культурология

«Литературное краеведение»

 

9 «Б»

10 «А»

1 год

1

«Юный фотограф»

8 «А»

8 «Б»

1 год

1

«Музыкальная капель»

5-6, 8

1 год

1

«Клуб путешественника»

10 «А»

11 «А»

8 «Б»

1 год

1

Спортивно-оздоровительная

«Грация»

 

1 «А»

1 «Б»

3 «Б»

1 год

1

Мини-футбол

1 «А»

1 «Б»

3 «Б»

1 год

1

\

Учебный план    курсов внеурочной деятельности

на  2017-2018 учебный год

Направленность

Название кружка

Класс

Срок освоения программы

Количество часов в неделю

Общекультурное

«Семь чудес света»

 

5 «А»

5 «Б»

1 год

1

«Юный журналист»

5 «А»

5 «Б»

1 год

1

Духовно-нравственное

«Краеведение. История родного края»

4 «А»

4 «Б»

1 год

1

«Краеведение. Литературное»

3 «А»

3 «Б»

1 год

1

«Краеведение. Малая Родина»

1 «А»

1 «Б»

1 год

1

«Краеведение. Памятники старины»

2 «А»

2 «Б»

1 год

1

«Юный исследователь»

6 «А»

6 «Б»

1 год

1

Социальное

Реализуется в рамках работы классного руководителя

Общеинтеллектуальное

«Секреты грамматики»

7 «А»

7 «Б»

1 год

1

«Занимательная информатика»

7 «А»

7 «Б»

1 год

1

«Занимательная грамматика английского языка»

6 «А»

6 «Б»

1 год

1

Спортивно-оздоровительная

«Азбука здоровья»

1 «Б»

1 «А»

1 год

1

«Азбука здоровья»

2 «А»

2 «Б»

1 год

1

«Азбука здоровья»

3 «А»

3 «Б»

1 год

1

«Азбука здоровья»

4 «А»

4 «Б»

1 год

1

 

 

 

4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Современные дети испытывают:

  • потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
  • озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;
  • потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
  • готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек  привлекаются  не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой программы. В пропаганде здорового образа жизни  используем  такие мероприятия:

  • беседа медработника по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;
  • беседа, дискуссия, диспут, мозговая штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;
  • встреча с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;
  • «классный видеочас», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.

В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, обратить внимание на такие проблемы, как:

  • преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;
  • милосердие, доброта и здоровье;
  • природа и здоровье;
  • любовь и здоровье;
  • здоровье и успешная карьера;
  • мода и здоровье;
  • фигура и здоровье;
  • спорт и здоровье;
  • компьютерные игры и здоровье;
  • СМИ и здоровье.

Роль классного руководителя должна заключаться в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия разовьют активность, формирование жизненных позиций.


5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.
На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми.
К такой работе целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных органов, специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних.


6. Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами полиции и здравоохранения, родительской общественностью( беседы, лекции, Интернет-уроки, показ видеофильмов с последующем обсуждением, индивидуальные консультации,  анкетирование, тренинги и  тд.)


7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. Необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистски настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению идей, пропагандирующих межнациональную, межрелигиозную рознь все чаще  привлекаются учащиеся старших классов.
Необходимо акцентировать внимание на формировании у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучение культурному диалогу. Активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект.


8. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении должна строиться планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Целесообразно некоторые посещения проводить с сотрудниками ПДН органов внутренних дел, особенно в семьи, состоящие на учете в ОВД, или замеченные в злоупотреблениях алкоголем, нерадивом отношении к детям.
При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми. Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», учету особенности детей и анализу причины их поведения. Важными направлениями в этой работе являются:

  • установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
  • разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
  • формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
  • формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Целесообразно начинать работу с родителями с обсуждения опыта и практики здоровой семьи, а не с отрицательных примеров асоциальной семьи, строить примерный психологический портрет «хорошего родителя». Необходимо разъяснять, что дети, подвергающиеся насилию, злоупотреблению в осуждении их проступков, наказаниях, запретах, пренебрежению, отсутствию должного внимания к их потребностям имеют широкое разнообразие проблем и отставаний в развитии, а в будущем - поведенческие расстройства, асоциальное поведение.

  1. 9. Школьный музей « Подвиг и судьбы» - центр патриотического, гражданского и нравственного  воспитания школьников.

10.Освещение вопросов правового воспитания на уроках литературы, географии, биологии, физики, химии, ОБЖ, обществознания, истории, окружающего мира, внеклассного чтения и т.д.

11.Использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, месячника по профилактике правонарушений, преступлений, декады правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

12.Проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры.

 

13.Использование классными руководителями  пособий:

«Наш выбор: здоровый образ жизни»- Я. В. Соколов

«Я – гражданин России» по граждановедению - Я. В. Соколов

«Азбука здоровья»-  Л.А.  Обухова,  О.Е. Жиренко

 

14.Организация участия школы в реализации социально-значимых  проектах.

15. Развитие волонтерского движения

Отряд «Радуга  добра»  по профилактике негативных явлений

 

16. Просмотр и обсуждение фильмов по профилактике  употребления ПАВ, алкоголя, табака и курительных смесей.
17.Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль учащихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.
Процедура постановки на внутришкольный контроль начинается при наличии заявления родителей об оказании им помощи, либо заявления педагогов и информации государственных органов (КДН, определения или приговора суда, информации из ПДН и т.п.).
Письменная информация должна содержать указание на конкретные отклонения от социальных норм в поведении ученика, например, систематические прогулы занятий, склонность к бродяжничеству, попрошайничеству или вымогательству, агрессивные действия, направленные против личности, токсикоманию, алкоголизм, наркоманию, хищения и т.д.
Далее идет сбор информации, характеризующей особенности формирования личности ученика. Информационный блок должен содержать сведения о ближнем окружении ребенка и его ведущей деятельности. Обязательными компонентами информационного блока должны быть:

  • педагогическая диагностика и педагогический анализ проступка;
  • заключение школьного педагога-психолога, которое должно содержать проблемы формирования и развития психических функций, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, особенности общения;
  • акт обследования жилищных условий.

Необходимо изучить и дать полную информацию о семье. Отметить состав семьи, материальные условия жизни семьи, образовательный уровень родителей, род занятий, а также характер взаимоотношений родителей с ребенком: диктат, гиперопека, гипопротекция, попустительство или сотрудничество.
Семья может быть:

  • педагогически благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют культурой воспитания);
  • педагогически несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений (отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне школы);
  • конфликтной (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры, разногласия);
  • асоциальной, имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм, наркомания);
  • криминальной (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям, воспитанием детей не занимаются).

В информационный блок следует включить сведения о группе ребят, в которую входит подросток, его положение в этой группе (лидер, предпочитаемый, принятый, отвергаемый), его отношения в классном коллективе, с кем из класса наиболее близок, характер взаимного влияния. 
Педагогический диагноз должен быть симметричным, то есть включать в себя и положительные черты личности, на которые можно опереться при коррекционной работе. Важными являются сведения о направленности интересов ребенка, например:

  • проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, творчество;
  • какие имеет увлечения, наклонности: художественные, информационно-технические, музыкальные, спортивные, общественно-политические и другие;
  • как проводит свободное время (предпочитает сидеть дома, много гуляет и т.д.);
  • каковы читательские интересы, какие любит фильмы, музыку.

18. Диагностический модуль определяет особенности и проблемы в развитии учащегося. Основными направлениями педагогической диагностики являются:

  • уровень и качество знаний;
  • проблемы в усвоении материала;
  • проблемы управления учебной деятельностью;
  • сформированность навыков общения;
  • анализ педагогической запущенности.

Заключение должно обозначить проблемы в развитии школьника и рекомендации для всех участников образовательной программы.
Базово-инвариантный модуль реализует содержание общего образования и отражает образовательные программы учреждения. В этой части программы необходимо:

  • определить объем учебного материала (минимальный, расширенный, углубленный);
  • определить индивидуальный темп и форму изучения учебного материала;
  • разработать индивидуальный учебный план, базовый компонент которого должен способствовать усвоению обязательного минимума знаний, определенного государством.

В плане целесообразно отразить предметы, психолого-педагогическое, социально-воспитательное сопровождение, дополнительное образование и т.д., предполагаемый результат и сроки, ответственного за реализацию, участников.
Вариативно-личностный модуль проектирует условия для развития способностей учащегося через расширенное и углубленное изучение любимых предметов, внеурочную работу по ним, допрофессиональную подготовку.
Коррекционно-развивающий модуль проектируется с целью решения проблем учебной деятельности, здоровья, социализации, учебной деятельности, формирования и развития личности. 
Результаты реализации программы должны быть оформлены как «портфель достижений» учащегося (портфолио), включающий в себя промежуточные и итоговые работы обучающегося.

Программа разработана на основе следующих документов:

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами  РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 – ФКЗ).
  • Указ президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 01.06. 2012 N 761.
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»  от 24.07.1998 №124-ФЗ (в редакции от 03.12.2011).
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями).
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.05.205 № 996-р.
  • Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»  от 25.07.2002 № 114-ФЗ.
  • Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436.
  • Федеральный закон  от 28.07.2012 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»  и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
  • План мероприятий на 2014-2016 годы по  профилактике терроризма и экстремизма на территории городского округа город Воронеж, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа город Воронеж от 13.05.2014 № 368.
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Указ Президента Российской Федерации  от 09.06.2010 года № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года».
  • Федеральный закон от 07.06.2013 № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.                 № 996-р об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 июня 2014 г. N 658 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования".
  • Закон Воронежской области от 28.12.2007 N 163-ОЗ (ред. от 06.07.2009)"О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 19.12.2007).
  • Закон Воронежской области от 08.07.2013 N 109-ОЗ (ред. от 25.12.2013) "О профилактике алкогольной зависимости у несовершеннолетних в Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 27.06.2013).
  • Закон Воронежской области «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» от  31.12.2003 года № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской  области».
  • Закон Воронежской области от 06.05.2010 № 34-ОЗ «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Воронежской области» (принят Воронежской областной Думой  29.04.2010).
  • Закон Воронежской области от 06.05.2010 № 34-ОЗ «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Воронежской области» (принят Воронежской областной Думой  29.04.2010).
  • Закон Воронежской области от 06.10.2011 № 126-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в уголовном судопроизводстве» (в ред. от 25.11.2016, принят Воронежской областной Думой 29.09.2011).
  • Распоряжение администрации городского округа город Воронеж от 29.12.2012 года № 1740-р «Об утверждении  стратегии в интересах детей городского округа город Воронеж на 2012-2017 годы».
  • Закон Воронежской области от 03.06.2013 N 87-ОЗ (ред. от 03.12.2013)

"Об отдельных мерах по защите прав ребенка на территории Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 29.05.2013).

Механизм реализации программы

Мероприятия

Срок выполнения

Ответственные

Методическая работа

 

1. Выступления на педсоветах, на совещаниях при директоре школы, совещаниях при заместителе директора по ВР по вопросам профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних.

 

2.  Составление социального паспорта  класса и школы; посещение семей учащихся.

 

 

3. Контроль за работой классных руководителей по профилактике вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни.

 

4. Создание библиотеки методической литературы по данной теме

 

5. Рассмотрение вопросов по профилактике вредных привычек на заседаниях ШМО классных руководителей.

6. Обмен опыта ( выступления на конференциях, семинарах различного уровня)

7. Изучение нормативно-правовой базы школы по организации профилактической работы

8. Изучение проблем дошкольников и их семей через систему патронажа

9. Проведение семинаров на темы:

- «Индивидуальные особенности учащихся с отклонениями в поведении»;

-«Возрастные особенности учащихся группы риска»;

-«Адаптационный период в жизни первоклассников и пятиклассников»;

-«Конфликты и пути их разрешения

10 .Заседание совета по профилактике, наркопоста

 

 

11. Проведение заседаний круглых столов с повестками дня:

-«Пути решения проблем трудных подростков»;

- «Организация профилактической работы со школьниками, имеющими вредные привычки»;

- «Использование возможностей школы и учреждений дополнительного образования детей в формировании установок учащихся на ведение здорового образа жизни»

 

Диагностика

1. Диагностика по проблеме «Уровень здоровья и здорового образа жизни учащихся»

 

2. Анкетирование учащихся на приверженность к вредным привычкам.

 

 

3. Определения уровня воспитанности учащихся

 

4. Диагностические мероприятия по выявлению проблемных детей и неблагополучных семей

 

 

5. Повышение правовой грамотности учащихся путем проведения:

недель профилактики;

правовых месячников;

индивидуальной работы

 

6. Анкетирование  учащихся  по профилактике экстремистских проявлений

Профилактика правонарушений несовершеннолетних

1. Информирование школьников об уголовной и административной ответственности за общественно опасные деяния

2. Привлечение учащихся к укреплению правопорядка в школе

3. Вовлечение обучающихся в творческие объединения дополнительного образования детей

4. Контроль посещения учебных занятий

 

 

 

5. Участие учащихся в акциях:

«Забота»;

«Сохрани сове прошлое»;

«Подросток»

« Спорт как альтернатива пагубным привычкам».

6. Проведение спортивных мероприятий под девизом «За здоровый образ жизни»

 

 

7. Формирование и деятельность групп реабилитации

8. Организация отдыха школьников в каникулярное время

 

 

9. Реализация  плана работы  с учащимися, имеющими отклонения в поведении

10 Расширение представлений школьников о нормах культурной жизни и приобщение к ним через сеть культурно-просветительских учреждений

11 Развитие способности делать жизненный выбор (на уроках, в ходе внеклассных мероприятий)

Примерная тематика  классных часов

1. Общечеловеческие ценности

2. Личная гигиена – основа профилактики инфекционных заболеваний

3. Определение здорового образа жизни.

4. Определение химической зависимости.

5. Традиции и табакокурение.

6. «Вредные привычки» (общешкольное мероприятие).

7. Курение. Влияние на организм.

8. Правда об алкаголизме.

9. «Сказка о вредных привычках»

10. Что такое ВИЧ?

11. Формирование ответственности у подростка за свои действия как фактор защиты от вовлечения в наркотизацию.

12.Алкоголь и алкогольная зависимость.

13.Пресс-конференция «Курение – «За» и «Против»

14. «По ком звонят колокола?»

15. Есть повод подумать

16. ПАВ и последствия их употребления

17  Противодействие терроризму-

классные часы, беседы.

- Терроризм как международное явление. История вопроса.

- Причины появления и распространения терроризма.

- Примеры поведения в ситуациях столкновений с терроризмом.

 

 

Внеклассные мероприятия

 

1. Организация и проведение «Всемирного дня здоровья»

2. Организация и проведение «Международного дня борьбы с наркотиками»,  Подготовка   памяток, листовок, обращений по профилактике вредных привычек.

3.Общешкольное мероприятие по профилактике ПАВ «Скажи «НЕТ».

3. Заседания клуба гражданско – правовых знаний

4.  Проведения цикла бесед «Наше здоровье в наших руках»

5. Участие в акции «Спорт как альтернатива пагубным привычкам»

6. Проведение конкурса стенных газет «Наркомания–знак беды»

7. Организация пропаганды правовых знаний среди учащихся «Подросток и закон», с привлечением  сотрудников КДН и ЗП,  ПДН, наркоконтроль

8. Организация и проведение «Международного дня толерантности»,  Подготовка   памяток, листовок, обращений толерантного отношения друг другу.

9. Организация и проведение  мероприятия в рамках «Международного дня борьбы со СПИД».

10 Проведение интернет- уроков по профилактике употребления ПАВ

11 Организация и проведение «Международного дня борьбы с курением»,

12 Участие в акции « Скажи, где торгуют смертью»

13 Выполнение ФЗ от 25.07.2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»-

классные часы

- «Молодежные группировки России»

-  «Из истории международных молодежных течений»

-  «Легко ли быть молодым»

 

- Экстремиские организации : цели, задачи, тактика.

- Законовдательство России против экстремизма.

- Беседы с родителями для помощи выявления симптомов принадлежности ребенка к экстремисской организации и действиям в подобной ситуации.

- Организация дискуссий на уроках гуманитарного цикла по причинам возникновения экстремизма и способах противостояния ему.

- Привлечение учащихся к проектной деятельности по данному вопросу.

 

Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи

 

1. Рассмотрение вопросов  профилактики вредных привычек на заседаниях родительского комитета и родительских собраний

 

2. Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек у детей

 

3.  Организация пропаганды правовых знаний среди родителей на тему «Подросток и закон»

4. Работа родительского лектория по правовым, валеологическим и психологическим проблемам

 

5. Выявление малообеспеченных, многодетных, неполных семей. Организация защиты интересов и прав данной категории семей

6. Правовой всеобуч для родительского актива

7. Привлечение к работе с «трудными» обучающимися членов школьного родительского комитета

8. Создание группы родителей-волонтеров «Знаешь сам - подскажи  другому»

9. Составление и выполнение совместных планов работы с правоохранительными органами

10 Родительские собрания с привлечением специалистов правоохранительных органов, центров планирования семьи, наркологического диспансера и др.

 

 

 

 

 

В течение учебного года

 

 

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

В течение учебного года

 

 

 

Постоянно

 

 

По планам работы ШМО

 

 

В течение года

 

 

В течение года

 

 

В течение года

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

В течение года

 

 

 

В течение года

 

 

В течение года

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

В течение года

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

По необходимости

 

В течение года

( по плану)

 

 

В течение года

( по плану)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По плану

 

 

 

В течение года

 

 

 

По плану

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

По плану

 

 

 

ЗД по ВР,

педагог-психолог, социальный педагог, кл. рук-ли

 

 

Кл. руководители, социальный педагог

 

 

ЗД  по ВР, социальный педагог, кл. руководители

 

 

 

ЗД  по ВР

Библиотекарь

 

Руководители  ШМО

 

 

 

Педагогический коллектив

ЗД по ВР

 

 

 

ЗД по УВР, учителя нач.школы

 

ЗД по ВР, соц.педагог, классные рук-ли, инспектор ПДН

 

 

 

 

ЗД по ВР, соц.педагог, классные рук-ли, инспектор ПДН

Пед.коллектив

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог

 

 

 

Социальный педагог,              педагог-психолог, классные руководители

Педагог-психолог, классные руководители

Социальный педагог,              педагог-психолог, классные руководители

 

ЗД по ВР,

кл. руководители,

социальный педагог, педагог-психолог

Педагог-психолог

 

 

 

ЗД по ВР, соц.педагог,

классные руководители  1-11 классов

 

ЗД.по ВР, педагоги доп.образования

 

Администрация, учителя-предметники, кл-ые рук-ли

 

ЗД по ВР, соц.педагог,

классные руководители  1-11 классов

 

Администрация, учителя физ.культуры, кл-ные рук-ли

Педагог-психолог

 

Администрация, учителя-предметники, кл-ые рук-ли, соц.педагог, педагог-психолог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗД по ВР, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, инспектор ПД, учителя-предметники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗД по ВР, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, инспектор ПД, учителя-предметники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗД по ВР, соцпедагог, педагог-психолог, кл-ные рук-ли, инспектор ПДН

 

 

 

 

 

 

ЗД по ВР, руководители ШМО классных руководителей

Соцпедагог, кл-ные рук-ли

 

 

ЗД по ВР, руководители ШМО классных руководителей

 

ЗД по ВР

 

 

 

 

ЗД по ВР

 

Примерная тематика родительского лектория по проблеме

«Сохранения физического и психического здоровья учащихся».

Заседание №1 (сентябрь)

1. Режим труда и отдыха учащихся.

2. Организация горячего питания в школе.

3. Противостояние несовершеннолетних социально-опасному поведению.

 

Заседание № 2 (ноябрь – декабрь)

1. Профилактика вирусных заболеваний.

2. Питание учащихся, как один из аспектов здорового образа жизни.

3. Профилактика стрессового состояния у детей и подростков.

4. Воспитание традиционных для российской культуры ценностей.

5. Навыки бесконфликтного общения.

 

Заседание №3 (январь – апрель)

1. Взаимодействие семьи и школы по профилактике вредных привычек.

2. Профилактика инфекционно – кишечных заболеваний в семье.

3. Половое воспитание учащихся.

4. Психическая подготовка учащихся к экзаменам.

 

 

Срок реализации программы:   3 года

 

Ожидаемые результаты

 

 

1.Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, ЗОЖ.

2.Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.