Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Учебный план_пояснительная записка

Скан-копия документа

Учебный план МБОУ СОШ № 22

на 2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Учебный план школы разработан в соответствии с

-     Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-     приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-     приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

-     приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-     приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-                       приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

-     письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

-     письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2017г. №ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»;

-                        постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в редакции Изменений № 2, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, Изменений № 3, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81);

-     Программой введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденной приказом главного управления образования администрации Воронежской области № 547 от 18.08.2004;

-     приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30.08.2013г №840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»;

-      примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

-      примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

-     письмом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 02.08.2018 № 80-11/7256 «О направлении разъяснений по применению ФГОС ООО»;

-     письмом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012 №01-03/06321 «Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»;

-     приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

 

Учебный план обеспечивает реализацию требований ФГОС (1-9 классы) и ФК ГОС (10-11 классы), гарантирует овладение выпускниками необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможности для продолжения образования.

Учебный план МБОУ СОШ № 22 является частью образовательной программы и определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации обучающихся.

В структуру учебного плана 1-9 классов входит обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, в структуру 10-11 классов входят федеральный, региональный компоненты и компонент образовательного учреждения и устанавливается соотношение между ними.

Язык образования – русский,  при этом русский язык является родным языком обучающихся. Достижение планируемых результатов освоения обязательной предметной области «Родной язык и родная литература» обеспечивается в рамках предметной области «Русский язык и литература». Достижение планируемых результатов освоения обязательной предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» обеспечивается в составе учебных часов, включенных в предметную область «Русский язык и литературное чтение»

Учебный план МБОУ СОШ № 22 ориентирован:

-         для 1-4 классов на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года:

1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – 35 учебных недель.

Продолжительность урока составляет:

в 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре, декабре – по 4 урока по 35 минут каждый и 1 день в неделю –5 уроков, за счет урока физической культуры; январь - май по 4 урока по 45 минут каждый и 1 день в неделю –5 уроков, за счет урока физической культуры);

во 2-4 классах - 45 минут.

-         для 5-9 классов на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования, при этом продолжительность учебного года для 5-8 классов- 35 учебных недель, для 9 класса-34 учебные недели (без учета государственной итоговой аттестации),  продолжительность урока – 45 минут;

-     для 10-11 классов на двухлетний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования. Продолжительность учебного года для 10 класса – 35 учебных недель, для 11 класса- 34 учебные недели (без учета государственной итоговой аттестации), продолжительность урока – 45 минут.

Режим работы для учащихся 1-7 классов – 5-дневная учебная неделя, для учащихся 8-11 классов – 6-дневная учебная неделя.

Учебный год начинается 1 сентября.

Продолжительность каникул в течение учебного года - не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для учащихся в 1 классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы с 15.02.2021 по 20.02.2021г. Расписание учебных занятий составляется в соответствии с учебным планом.

Промежуточная аттестация проводится по итогам каждой четверти, учебного года во 2-9 классах, по итогам каждого полугодия, учебного года –  в 10-11 классах за счет часов, отведенных на освоение соответствующего предмета (курса), в порядке и формах, установленных Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ СОШ № 22. Промежуточная аттестация не проводится в качестве отдельной процедуры, а представляет собой дифференцированный зачет (отметка по балльной системе оценивания-5 (отлично), 4(хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно)) на основе результатов текущего контроля успеваемости, то есть осуществляется за счет учебного времени без прекращения учебного процесса, период на ее проведение в календарном учебном графике не выделяется.

Материально-технические и кадровые ресурсы обеспечат реализацию учебного плана в полном объеме (Отчёт о результатах самообследования деятельности образовательной организации).

Начальное общее образование (1-4 классы)

Начальное общее образование направлено на формирование личности учащегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно – деятельностный подход и индивидуализацию обучения.

Учебный план фиксирует максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО) составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема ООП НОО. Количество часов, выделенных в учебном плане на освоение обязательных предметных областей и учебных предметов, определяет объем обязательной части ООП НОО (80%). Количество часов, выделенных в учебном плане на учебные курсы, обеспечивающие образовательные потребности и интересы обучающихся, и количество часов внеурочной деятельности (согласно плану внеурочной деятельности) определяют объем части ООП НОО, формируемой участниками образовательных отношений (20%).

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

а) формирование гражданской идентичности учащихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

б) готовность учащихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;

в) формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

г) личностное развитие учащегося в соответствии с его индивидуальностью.

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

русский язык и литературное чтение (русский язык, литературное чтение);

родной язык и литературное чтение на родном языке  (русский родной язык, литературное чтение на русском родном языке (модульно));

иностранный язык (иностранный язык);

математика и информатика (математика);

обществознание и естествознание (Окружающий мир) (окружающий мир),

основы религиозных культур и светской этики (основы религиозных культур и светской этики);

искусство (изобразительное искусство, музыка);

технология (технология);

физическая культура (физическая культура).

Время, отводимое на часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений,  внутри максимально допустимой недельной нагрузки учащихся, использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение учебного предмета обязательной части «Физическая культура»: по 1часу во 2-4 классах отведено на внутрипредметный модуль «Подвижные игры» для удовлетворения биологической потребности учащихся в движении, развития физических качеств.

При проведении учебных занятий по учебному предмету «Иностранный язык (английский)» во 2-4 классах осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 человек.

На учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе  отводится 1 час в неделю (обучение осуществляется по одному из шести модулей по выбору родителей (законных представителей)). По выбору родителей (законных представителей) учащихся изучаются модули «Основы православной культуры», «Основы светской этики».

Предельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе соответствует санитарным правилам и нормам: 21 час в неделю для 1 классов и 23 часа в неделю для 2-4 классов.

В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно­нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно­оздоровительное). Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки учащихся. Содержание занятий формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) и отражается в плане внеурочной деятельности.

Основное общее образование (5-9 классы)

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности учащегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

Учебный план 5-9 классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

русский язык и литература (русский язык, литература);

родной язык и родная литература (русский родной язык, русская родная литература (модульно));

иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык);

общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);

математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);

основы духовно-нравственной культуры народов России;

естественнонаучные предметы (физика, биология, химия);

искусство (изобразительное искусство, музыка);

технология (технология);

физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

Количество часов учебных занятий обязательной части основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООП ООО) составляет 70 % от общего объема ООП ООО. Количество часов, выделенных в учебном плане на учебные курсы, обеспечивающие образовательные потребности и интересы обучающихся, и количество часов внеурочной деятельности (согласно плану внеурочной деятельности) определяют объем части ООП ООО, формируемой участниками образовательных отношений – 30%.

В соответствии с требованиями  ФГОС ООО внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно­нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное (спортивно-оздоровительное), социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки учащихся. Содержание занятий формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) и отражается в плане внеурочной деятельности.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает введение учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива:

1.  «Музыка» - по 0,5ч. в 5-7 классах направлено на развитие музыкально-творческой деятельности.

2.  «Творческая мастерская» - по 0,5 ч. в 5-7 классах используется на развитие художественного мышления, на практическую художественно-творческую деятельность учащихся,  воспитание интереса к народным традициям.

3.  «Краеведение» - по 1ч. в 6, 8, 9 классах (6 классы – раздел курса «Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне, населении и промышленности Воронежской области; 8, 9 классы – раздел «Историческое краеведение», содержащий сведения об истории Воронежской области) с целью обеспечения преемственности содержания образования, получение учащимися сведений о родном крае.

4.  «Комплексный анализ текста» - по 1ч. в 7 классах с целью повышения функциональной грамотности учащихся, развития речевых умений и культуры исследовательской деятельности учащихся.

5.  «Черчение» – по 1 часу в 8 классах для формирования технического мышления, пространственных представлений и развития графической грамотности учащихся.

6.  «Химический практикум» – по 1ч. в 8-х классах для формирования у учащихся практических навыков.

7.  «Искусство» – по 1ч. в 8, 9-х классах для формирования культурно-познавательной и социально-эстетической компетентности.

8.  «Подготовка к ГТО» по 1ч. в 5, 6, 7, 8, 9 классах для увеличения двигательной активности и развития физических качеств учащихся, внедрения современных систем физического воспитания.

9.  Элективные учебные курсы, обеспечивающие профильное самоопределение учащихся в отношении продолжения образования:

-              Окислительно-восстановительные реакции вокруг нас (0,5ч.)

-              Химические вещества в живых организмах (0,5ч.)

-              Решение задач на проценты (1ч.)

-              Применение электронных таблиц (1ч.)

-              Эргономика (1ч)

-              Основы потребительской культуры (1ч)

-              Практикум по английскому языку (1ч.).

В 7, 8, 9 -х классах по 1 часу отводится на изучение предмета «Второй иностранный язык (немецкий)». Период (класс), в котором начинается изучение второго иностранного языка, определяется с учетом условий, имеющихся в распоряжении МБОУ СОШ №22. Изучение предмета «Второй иностранный язык» носит ознакомительный, страноведческий характер.

В 6-9 классах учебный  предмет «Всеобщая история» изучается в первом полугодии  (2часа в неделю), учебный предмет «История России»  изучается во втором полугодии (2часа в неделю).

При проведении учебных занятий по предметам «Иностранный язык (английский)», «Второй иностранный язык (немецкий)», «Технология», «Информатика и ИКТ» в 5-9 классах осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 человек и более.

Среднее общее образование (10-11 классы)

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности учащегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей учащегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку учащегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

За основу учебного плана в 10,11 классах взят вариант регионального базисного учебного плана для универсального обучения (непрофильное обучение). Поэтому в учебный план 10, 11 классов включены базовые учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки учащихся. Обязательными базовыми учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия», а также интегрированный учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)». Учебный предмет «Обществознание» включает модули (разделы) «Обществоведение», «Экономика» и «Право», которые изучаются в составе данного предмета. Вместо интегрированного учебного предмета «Естествознание» изучаются «Физика», «Химия», «Биология». Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору. Изучение учебного предмета «Астрономия» направлено на формирование естественнонаучной грамотности и развитие познавательных способностей учащихся.

Региональный компонент в 11 классе представлен учебными предметами «Краеведение» и «Информатика (информатика и ИКТ)» по 1часу.

Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств учащихся, внедрение современных систем физического воспитания.

Часы компонента образовательного учреждения используются на изучение предметов, включённых в базисный учебный план, элективные учебные предметы  (обязательные учебные предметы по выбору учащихся):

-       «Математика», «Химия» по 1ч. в 10, 11 классах в соответствии с базовой программой;

-       «Биология», «География» по 1ч. в 10,11 классах; «Физика» в 11 классе 1ч. для дополнительной подготовки учащихся по этим предметам;

-       «Технология» 1 ч. в 10 классе с целью обеспечения преемственности содержания образования, в соответствии с базовой программой.

Элективные учебные предметы направлены на развитие содержания базовых учебных предметов, удовлетворение познавательных интересов учащихся:

10 класс:

 

«Биологический практикум»

-1ч.

«Основы управления личными финансами»

- 1ч.

«Проблемные вопросы при изучении английского языка»

- 1ч.

11 класс:

 

«Избранные страницы истории»

- 1ч.

«Основы правовой культуры»

- 1ч.

«Практикум по английскому языку»

- 1ч.

 

Элективные учебные предметы обязательны для старшеклассников и включаются наряду с часами федерального и регионального компонентов в обязательную учебную нагрузку.

При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык (английский)», «Физическая культура», «Информатика и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 человек и более.