Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Краеведение

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение»

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования  (утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 ),    авторской   программы  Обуховой Л.А., Махиной Н.С. Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы. – Воронеж, 2013г.

Программа рассчитана на 138ч. в 1-4 классах. На изучение курса внеурочной деятельности «Краеведение» в каждом классе отводится по 1 ч в неделю: 1 класс – 33 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы – по 35 ч (35 учебных недель).

 

1.  Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

· познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

· ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

· основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

· ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

· эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

· различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

· проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами

социализации;

· оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),сведениями Интернета;

· осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

· выражать речь в устной и письменной форме;

· проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от

конкретных условий;

· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

· допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

· задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

· учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

· содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

· точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

2. Содержание курса внеурочной деятельности  с указанием форм организации и видов деятельности

Структура программы курса " Краеведение" включает разделы с определённой направленностью по каждому году обучения

1 класс направление – «Моя малая Родина»;

2 класс направление – «Памятники старины»;

3 класс направление «Литературное»;

4 класс направление «История родного края».

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, игры, продуктивную деятельность по изготовлению объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, “круглые столы” Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – слёты, экскурсии, походы. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города, парках, скверах и т.д. Программы реализуется с использованием следующих видов внеурочной деятельности: игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, досугово-развлекательная (досуговое общение); проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность).

1 класс.

Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живет младший школьник.

Программа содержит пять тем:

  • Моя семья
  • Моя школа
  • Мой родной город
  • Мое родное село
  • Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина.

Содержание курса

Тема 1. Введение. Что изучает краеведение?

Слова «родина», «отечество», «отчизна» обозначают место, где человек родился, где он живет, работает, где живут его родные и близкие люди.

Практическая работа. Рисование по теме. Работа в тетради.

Тема 2. Мой дом.

Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека. Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки защищали постройку?

Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ.

Тема 3. Мир твоего дома.

Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.

Практическая работа. Лепка интерьера (можно своего рабочего места или лепка по выбору).

Тема 4. Жизнь каждого члена семьи. Что такое семья? Состав семьи. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время? Театр, музей, концерты, загородные поездки – любимый досуг многих семей. Чтение книг и рассказывание любимых сказок – часть досуга. Хозяйственный труд в семье. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад». Какие обязанности может исполнять первоклассник в семье?

Практическая работа. Составление рассказа о домашних делах (устно).

Использование семейных фотографий.

Тема 5. Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.

Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи.

Тема 6. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. Знакомство с терминами родства. События, которые отразились в истории семьи.

Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями).

Тема 7. Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины. Что могут рассказать имена, отчества, фамилии о прошлом?

«Говорящие фамилии».

Практическая работа. Игры с использованием имен.

Тема 8. Я – ученик, я – школьник.

Знакомимся с одноклассниками, рассказываем о себе: кто я (он, она) люблю (любит ) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Режим дня школьника как правильное сочетание разных занятий в течение дня. Значение соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни. Правила организации режима дня школьника.

Практическая работа. «Нарисуй дорогу от дома до школы». Работа в тетради.

Тема 9. Родная школа. История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница. Какие помещения есть в нашей школе? Для чего они предназначены?

Практическая работа. Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории. Работа в тетради.

Тема 10. Трудовая жизнь в школе.

Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения. Первоклассник должен знать и выполнять правила поведения в школе.

Практическая работа. Экскурсия в школьный музей (15-20 мин.).

Тема 11.Школьные, семейные традиции и праздники.

Что такое реликвия? Традиции и праздники в твоей семье. Школьные

праздники.

Практическая работа. Составление макета «Школа – мой дом» (необходима

предварительная подготовка материала).

Тема 11. Тема 12. Новый год.

Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.

Практическая работа. Подготовка к Новому году. Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц.

Тема 13-14. Рождественские колядки.

Праздник Рождество Христово. Рождественские колядки.

Практическая работа. Заучивание колядок, инсценирование.

Тема 15. Моё село. Понятие малой родины. Что такое село? Характерные особенности населенного пункта. Наш населенный пункт – часть нашей страны России. Первоначальные исторические сведения о названии города (села), застройках, занятиях людей. Описание зданий различных функциональных значений: учреждение, жилой дом сельского типа.

Практическая работа. «Нарисуй самое красивое место в твоем селе». Работа в тетради

Тема 16. Труд людей в городе и на селе.

Зачем люди трудятся. Знакомство с выражением «рабочие руки». Чем отличается труд людей в городе и на селе. Профессии людей на селе и в городе.

Практическая работа. Работа в тетради, рисование на тему исследования.

Тема 17. Профессии в моей семье.

В мире много разных профессий, и каждая из них очень важна для человека и общества в целом. Труд необходим для жизни и благополучия людей. Труд создает ценности культуры. Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию.

Практическая работа. Игра «Кем я хотел бы стать?»

Тема 18. Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты,

типографии и т.д.).

Практическая работа. «Нарисуй продукцию, которую выпускают на

предприятиях (по выбору)». Работа в тетради.

Тема 19. Мой город.

Заочное путешествие по древнему Воронежу. Каким наш город был в далекие времена. Почему он возник на этом месте? Что такое город-крепость? Петр I на воронежской земле. Строительство в Воронеже первого парусно-гребного флота.

Практическая работа. Рисование древнего города. Работа с аппликацией.

Тема 20. Моя улица.

Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека.

Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе. Работа в тетради.

Тема 21. Наш современный город.

Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города. Узнавание зданий по вывеске.

Практическая работа. «Составь рассказ о своем городе. Заполни «Родную страничку в тетради».

Тема 22. Правила безопасного движения.

Что такое дорога? Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Наша дорога в школу идет мимо (через, рядом, около…). На ней расположены знаки дорожного движения. Ты – пешеход.

Практическая работа. «Заполни таблицу в тетради. Она поможет тебе, когда взрослых не будет дома, запиши «нужные» телефоны».

Тема 23.Экскурсия по городу.

Город Воронеж – областной центр. Памятники и достопримечательности города Воронежа.

Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?»

Тема 24. Моя малая родина.

Российская Федерация – наша Родина. Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа.

Практическая работа .Чтение стихов о Родине, дружбе, школе.

Тема 25.О гербе, флаге и гимне.

Государственная символика России: гимн, флаг, герб. Герб Воронежа.

Практическая работа. Рисование флага России.

Тема 26. Москва – столица нашей Родины.

Москва – самый знаменитый город России. Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь.

Практическая работа. Игра – путешествие: «Достопримечательности Москвы».

Тема 27. Сто народов – одна страна.

Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме родного края. Россия – многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники.

Практическая работа. Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России. Работа в тетради.

Тема 28. Я – надежда Отечества.

Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни.

Практическая работа. Составление памятки «Законы дружбы».

Тема 29. Земля – общий дом для всех людей.

Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей.

Практическая работа. Ролевая игра: «Мы из разных стран».

2 класс.

Программа второго класса представляет собой курс «Памятники старины». Она раскрывает перед ребенком мир родной истории и культуры.

Программа содержит семь тем:

  • История и культура
  • История создания вещей
  • Музей – машина времени
  • О прошлом говорят
  • Памятники старины
  • Моя малая родина
  • Люби и знай родной край

Тема 1. Что такое культура?

Что такое культурное наследие, что такое культура? Содержание понятий «культура», «наследие», «культурное наследие». Равноценность культур всех народов.

Практическая работа. «Распиши воронежских матрешек». Работа в тетради.

Тема 2. Источники изучения жизни народа.

Содержание понятия «исторические источники». Классификация источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ и записанный рассказ-книга, обычай, ритуал и т.д.).

Практическая работа. «Рассмотри исторические источники (по выбору детей) и отнеси их к какой-либо группе». Работа в тетради.

Тема 3. Что такое время?

Содержание понятий «время», «дата», «год», «век».

Практическая работа. «Впиши нужные единицы времени». Работа в тетради.

Тема 4. Что такое вещь?

Вещь. Свойства вещи. Вещь как портрет эпохи; портрет человека. Почему вещи попадают в музей? Копия, подлинник.

Практическая работа. «Нарисуй людей, которым могли принадлежать вещи (шляпа, кольчуга, кокошник).

Тема 5. Семейная реликвия.

Практическая работа.

Тема 6. Путешествие в страну книг.

Что такое библиотека? Областная библиотека имени Ивана Савича Никитина. Посещение библиотеки, знакомство с писателями Воронежского края. Личная библиотека школьника.

Практическая работа. «Рассмотри портреты писателей. Кто из них является писателем Воронежского края? Установи соответствие». Работа в тетради.

Тема 7. Посуда на Руси.

Что такое керамика? Кто такие гончары? Русская глиняная посуда. Посуда крестьянина и знатного дворянина. Горшечное дело в Воронежском крае. Развитие художественных ремесел и промыслов. Воронежская игрушка.

Практическая работа. «Помоги мастеру расписать посуду». Работа в тетради.

Тема 8. В старинном доме.

Вещь – семейная реликвия. Поиск семейной реликвии. Старинные предметы, их значение для современной жизни. Применяют ли сейчас старинные предметы и где?

Практическая работа. Творческое задание «Укрась лопастку прядки узором».

Тема 9. Обычаи русской старины.

Что такое обычай? Русские обычаи, обычаи других стран. Как часто мы соблюдаем обычаи русской старины? Значение обычаев для современного человека.

Практическая работа. «Установи соответствие пословиц о русских обычаях».

Тема 10. Для войны и мирной жизни.

Орудия труда крестьянина. Доспехи воина. Материалы, которые использовали мастера при изготовлении предметов для войны и мирной жизни. Какие предметы человек использует сегодня.

Практическая работа. «С помощью цветных карандашей «вооружи» каждого

воина»

Тема 11. От колеса до ракеты.

Посуда. От глины к пластмассе. Мебель и бытовые приборы, их развитие. Орудия и оружие. Транспорт. От колеса к ракете.

Практическая работа. «Придумай и нарисуй автомобиль будущего».

Тема 12. Что такое музей?

Музей – «машина времени». Какие бывают музеи. Музейные профессии. Место и значение музеев, памятников в истории развития города Воронежа и области.

Практическая работа. Ролевая игра «В музее».

Тема 13. Экскурсии в областные музеи.

Областной краеведческий музей. Воронежский музей изобразительных искусств имени А. Крамского.

Практическая работа. Работа с репродукциями картин (вклейка в тетради).

Тема 14. «Дом веселого чародея».

Анатолий Леонидович Дуров – основоположник цирковой династии. Жизнь и творчество артиста. Дом-музей А. Дурова.

Практическая работа. «Прочитай цирковую афишу Анатолия Дурова. Разрисуй её».

Тема 15. Костёнки. Путешествие в каменный век.

Костёнки – жемчужина палеолита. Костёнковские стоянки: богатство и разнообразие материальной культуры. Открытие и исследование жилища из костей мамонта. Павильон-музей. Кремневые орудия труда, наконечники копий и другие предметы, подтверждающие существование людей в этих местах много веков назад. Всемирно известные женские статуэтки – так называемые «палеолитические Венеры».

Практическая работа. Работа с фотографиями памятных мест.

Тема 16. Дивногорье. Рассказ о седой старине.

Дивногорье. Маяцкое городище. Раскопки Маяцкого городища. Древние рисунки и предметы, сохранившиеся на меловых камнях Маяцкого городища.

Практическая работа. «Попробуй себя в роли древнего художника. Изобрази на рисунке фрагмент из жизни древнего человека». Работа в тетради.

Тема 17. Веневитиново. В гостях у поэта.

Дмитрий Владимирович Веневитинов – известный поэт, современник А.С. Пушкина. Музей-усадьба Д. Веневитинова.

Практическая работа». Попробуй себя в роли поэта. Используя рифмы,

придумай и запиши стихотворные строчки». Работа в тетради.

Тема 18. «Каменные ветераны» Воронежа.

Дом Гарденина – одно из старейших зданий Воронежа. «Арсенал». Дом Тулиновых – место встречи двух знаменитых поэтов В.А. Жуковского и А.В. Кольцова. Дом губернатора. Магистрат.

Практическая работа. «Сделай эскиз интерьера старинной гостиной, где происходила встреча двух поэтов».

Тема 19. Церковные архитектурные памятники.

Первые храмы на Руси. Русский православный храм – памятник архитектуры и истории. Внешний вид православного храма.

Практическая работа. «Помоги мастеру достроить русскую православную церковь, нарисуй недостающие детали».

Тема 20. Храмы родного края.

Успенская (Адмиралтейская) церковь. Ильинская церковь. Никольская церковь. Колокольня Алексиеко-Акатова монастыря. Церковь в твоем крае.

Практическая работа. «Запиши историю одного из храмов твоего родного города (села).

Тема 21. Памятники на воронежской земле.

В честь каких людей и событий может быть воздвигнут памятник? Памятник Петру I – основателю первого парусно-гребного флота в Воронеже. Памятники в Воронеже, сооруженные в честь Великой Отечественной войны. Памятники Воронежского края.

Практическая работа. Экскурсии к памятникам (по выбору учителя).

Рисование по теме.

Тема 22. История родного города.

Как он появился и развивался. Элементы, необходимые каждому городу. Общие тенденции развития городов. Роль города-крепости на южных рубежах страны. План и карта города. Символика. Герб родного города. Описание гербов. Чем отличается современный город от старинного? Знаменитые уроженцы городов.

Практическая работа. «Нарисуй современную городскую улицу или свой город в будущем». Работа в тетради.

Тема 23. История родного села.

Что такое село? Чем отличается село от деревни. Внешний вид. Особенности строений. Здания и учреждения села.

Практическая работа. «Нарисуй, чем знаменито твое село?»

Тема 24. Проверь себя.

Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание – по усмотрению учителя).

Практическая работа. Работа с приложением и заданиями в тетради.

 

3 класс.

Основное направление краеведения в 3 классе – литературное. Программа содержит шесть тем:

  • Искусство и просвещение
  • В гостях у сказки
  • Литературный Воронеж
  • Край песенный
  • В мире муз
  • Люби и знай родной край.

Тема 1. Воронежская школа.

Распространение грамотности в Воронежском крае. Народные училища. Домашнее обучение детей дворянства. Частные школы на дому. Губернская гимназия. Уездные училища. Приходские училища. Пансионы. Частные школы. Начальное образование.

Практическая работа. «Узнай историю самого старого учебного заведения

твоего города (села). Экскурсия к зданиям, в которых располагались школы

Тема 2. Люди искусства.

Содержание понятий «творчество», «искусство», «просвещение».

Практическая работа. Работа в группах над иллюстрациями.

Тема 3. Портретная галерея И.Н. Крамского.

Жизнь и творчество художника. Знаменитые картины И.Н. Крамского.

Практическая работа. Работа с репродукциями картин И.Н. Крамского во

вклейке тетради.

Тема 4. Художники – наши земляки.

Живопись. Репродукция. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Ге Николай

Николаевич. Бачкури Николай Алексеевич.

Практическая работа. Работа с репродукциями художников во вклейке

тетради.

Тема 5. Фольклор – духовное богатство народа. Что такое фольклор? Жанры и виды русского народного творчества.

Практическая работа. «Запиши какое-либо произведение фольклора родного края по плану в тетради.

Тема 6. Как сказки попали в книгу. Истоки сказок. Кто такой сказитель? Хранители сказок. Собиратели сказок. Чтение сказок и их анализ.

Практическая работа. Конкурс рисунков «Моя любимая сказка».

Тема 7. Собиратель сказок А.Н. Афанасьев.

Афанасьев Александр Николаевич – ученый-фольклорист. Типология сказок по

А.Н. Афанасьеву. Сборник «Народные русские сказки», составленный А.Н. Афанасьевым.

Практическая работа. Работа в тетрадях с заданиями на выявление соответствия.

Тема 8. Сказки бабушки Куприянихи.

Кто такая Куприяниха? Сказки А.К. Барышниковой.

Практическая работа. «Придумай и нарисуй сказочное существо. Дай ему

имя. Напиши, где живет существо, доброе оно или злое».

Тема 9. Сказочный мир А.Н. Корольковой.

Жизнь и творческая биография А.Н. Корольковой. Сказки А.Н. Корольковой.

Практическая работа. «Сочини сказку по опорным словам». Работа в тетради.

Тема 10. Певец земли воронежской. Начало творческого пути. Ранние произведения. А.В. Кольцов и русская литература. Кольцов как один из создателей русской песни. Экскурсия в дом-музей А.В. Кольцова. Памятник А.В. Кольцову

Практическая работа. «Напиши, какие достопримечательности Воронежа связаны с именем А. Кольцова». Работа в тетради.

Тема 11. И.С. Никитин. Очерк жизни и творчества. Жизнь и литературная деятельность И.С. Никитина. Дом-музей И.С. Никитина. Библиотека имени И.С. Никитина. Знакомство с библиотекой, ее фондами, краеведческим отделом.

Практическая работа. Художественное чтение стихов. Экскурсия по выбору

учителя.

Тема 12. Классик детской литературы.

Маршак Самуил Яковлевич: жизнь и творчество. Стихотворения С.Я. Маршака. С.Я. Маршак – редактор детского журнала. Популярные герои книг писателя.

Практическая работа . Работа в тетради, рисование на тему исследования.

Тема 13. История Г.Н. Троепольского о Белом Биме.

Г. Троепольский. Жизнь и творческий путь писателя. «Белый Бим Черное Ухо».

Практическая работа. «Напиши читательский отзыв о повести

Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо». Работа в тетради.

Тема 14. Писатели – наши земляки.

А. Платонов. И. Бунин. Ю. Третьяков. Е. Дубровин. В. Кораблинов. В. Добряков.

А. Бондарев. Жизнь и творчество писателей.

Практическая работа. «Напиши читательский отзыв о прочитанной тобой книге воронежского писателя». Работа в тетради.

Тема 15. М.Е. Пятницкий – руководитель народного хора.

М.Е. Пятницкий – собиратель русской песни. Основные этапы жизненного и творческого пути М.Е. Пятницкого. Экскурсия к памятнику М.Е. Пятницкого

Практическая работа. «Определи, к каким жанрам относятся русские народные песни: «Светит месяц», «Катай каравай» и другие».

Тема 16. Воронежский государственный русский народный хор.

Хор. Создание Воронежского государственного русского народного хора. Константин Ираклиевич Масалитинов. Хор и война.

Практическая работа. Разучивание русских народных песен.

Тема 17. Голоса русской песни.

Частушка. М. Мордасова, Е. Молодцова – голоса русской песни. М. Мордасова – народная артистка СССР. Е. Молодцова – заслуженная артистка России.

Практическая работа. «Придумай окончание частушек». Работа в тетради.

Тема 18. «С песней по свету»: песенные и танцевальные коллективы

Воронежской области.

Ансамбли «Воронежские девчата», «Весенние зори». Знакомство с песенными и танцевальными коллективами.

Практическая работа. «Установи соответствия: изображения и названия

танцевальных и песенных коллективов». Работа с вклейкой в тетради.

Тема 19. Театральные встречи.

Театр драмы имени А.В. Кольцова. Старый театр – памятник культуры. Театр и великие актеры прошлого. (М. Щепкин, П. Мочалов, В. Комиссаржевская, Е. Мартынов). Новый театр и его постановки. Театр юного зрителя. Театр оперы и балета.

Практическая работа. «Нарисуй эскиз театрального костюма». Работа в тетради. Поход в театр.

Тема 20. На кукольном представлении.

Воронежский областной театр кукол «Шут».

Практическая работа. Разыгрывание отрывков из обрядовых праздников, сценок потешников, кукольных инсценировок.

Тема 21. Обобщающий урок.

Практическая работа. «Проверь себя».

4 класс.

Программа четвертого класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка об истории малой родины

Программа содержит семь тем:

  • Что и как изучает история
  • Путешествие в глубь времён
  • Дворянско-купеческий город
  • Истории немеркнущая слава
  • Суровые годы Великой Отечественной войны
  • Наш край сегодня
  • Люби и знай родной край

 

Тема 1. Как люди узнают о прошлом? Происхождение и смысл понятия «история». Что и как изучает история? Археология и археологи. Раскопки.

Практическая работа. Работа с иллюстрациями «О чем могут рассказать

предметы раскопок?»

Тема 2. Лента времени. Содержание понятий: дата, год, век, тысячелетие. Работа с римскими и арабскими цифрами. «Лента времени».

Практическая работа. Воспроизведение «Ленты времени» в рабочей тетради.

Тема 3. История на карте. Что такое карта? Отличительные особенности и условные знаки географической и исторической карты. Карта Воронежской области. Как «читать» историческую карту.

Практическая работа. Работа в тетрадях с исторической картой Воронежского

края XVII века.

Тема 4. «Город древний, город чудный». Первые упоминания о городе Воронеже. История строительства крепости Воронеж. Первый воронежский воевода. Город и его роль в укреплении южных рубежей.

Практическая работа. Работа в группах. Конкурс рисунков и аппликаций на

тему «Древний Воронеж».

Тема 5. Воронеж – колыбель русского флота. Начало кораблестроительных работ в крае. Судостроение и кораблестроение. Строительство адмиралтейства в городе Воронеже. Матросское учение. Заселение Прибитюжья.

Практическая работа. Работа с репродукцией картины В.П.Криворучко

«Строительство флота в Воронеже».

Тема 6. Петровский парус.

Корабли русского военно-морского флота: отличительные особенности и история создания. Эмблемы кораблей. Символические названия кораблей.

Практическая работа. Работа в тетради, рисование на тему исследования.

Тема 7. Петровская эпоха. Прибытие и деятельность Петра I в Воронеже. Значение деятельности Петра для воронежского края. Адмиралтейство в Воронеже. Первый Андреевский флаг. Экскурсия к памятнику Петру I.

Практическая работа. Работа в тетради, рисование на тему исследования

Тема 8. Прогулка по старинному городу.

Воронеж – дворянско-купеческий город. Внешний облик города. Достопримечательности и улицы Воронежа. Открытие Воронежского наместничества. Жители города, их занятия.

Практическая работа. Составление рассказа на тему: «Я и моя семья живут в

дворянско-купеческом Воронеже».

Тема 9. Традиции русского дворянства.

Что такое этикет? Правила светского этикета XIX века. Балы дворян. Жилище и одежда дворян. Воспитание в дворянской семье. Дворцовые собрания.

Практическая работа .Сочинение стихов на заданные рифмы.

Тема 10. На русской ярмарке.

Что такое ярмарка? Особенности русской ярмарки. Товары ярмарок Воронежского края.

Практическая работа. Подготовка и проведение театрализованного

праздника.

Тема 11. Свидетель суворовских походов.

Старков Яков Михайлович – свидетель ратных подвигов русских воинов. Жизнь и военная биография. Награды героя. «Рассказы старого воина».

Практическая работа. Чтение рассказов, стихов воронежских писателей и поэтов по изучаемой теме. Работа в тетради с заданиями на развитие логического мышления.

Тема 12. «России верные сыны»: подвиги воронежцев в Отечественной

войне 1812 года.

Марин Сергей Никифорович–поэт. Марин Апполон Никифорович – орденоносец. Петров Михаил Матвеевич– полковник. Ефимов Андрей Александрович–генерал-майор. Сазонов Федор Васильевич–генерал-майор.

Достопримечательности города Воронежа, связанные с Отечественной войной

1812 года.

Тема 13. «Край родной, войною опаленный». Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область на линии фронта. Даты и события военной истории родного края. Наш край в период оккупации.

Практическая работа. Работа в тетради «Составь текст письма участнику

Великой Отечественной войны.

Тема 14. «Их подвиг бессмертен».

Наши земляки – Герои Советского Союза. Шендриков Николай Степанович.

Шевляков Николай Степанович. Захарченко Василий Петрович.

Практическая работа. Сбор информации и рассказ о защитниках Воронежского края.

Тема 15. «Никто не забыт, ничто не забыто»!

Разгром гитлеровцев в Воронежской области. 25 января – освобождение города Воронежа. Местные писатели и поэты о войне. Мемориалы и памятники города Воронежа и области, хранящие память о Великой Отечественной войне. Трудовой подвиг воронежцев в годы Великой Отечественной войны. Тыл – фронту.

Практическая работа. Сочинение на тему: «Война в истории моей семьи».

Экскурсии к памятникам, посвященным освобождению города (села), к

мемориальным доскам, улицам, названным именами героев войны.

Тема 16. Воронеж – столица Центрального Черноземья.

Современные предприятия, административные здания, их значение в

хозяйственной и нравственно-духовной жизни города. Достопримечательности

города Воронежа. Воронеж сегодня.

Практическая работа. Творческое задание: «Письмо другу о городе Воронеже».

Экскурсия на предприятие (завершение работы, начатой в 1 классе).

Тема 17. Символика родного края.

Герб. Гимн России. Геральдика. Гербы городов Воронежской области и г.

Воронежа.

Практическая работа. «Нарисуй герб, эмблему своего класса, своей семьи».

Тема 18. Обобщающий урок «Люби и знай свой край». История Воронежского края в курсе истории России. Знаменитые земляки. Государственные праздники, Дни города (села), семейные и личные праздники.

Практическая работа. «Придумай поздравление учителям, одноклассникам ко дню окончания начальной школы».

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Темы

Количество часов

1 класс

1

Моя семья.

8

2

Моя школа.

6

3

Мой родной город. Мое родное село.

12

4

Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая Родина.

7

33 ч

2 класс

1

История и культура.

9

2

История создания вещей.

5

3

Музей – машина времени.

5

4

О прошлом говорят.

6

5

Памятники старины.

4

6

Моя малая родина

4

7

Люби и знай родной край.

2

35 ч

3 класс

1.

Искусство и просвещение.

6

2.

В гостях у сказки.

8

3.

Литературный Воронеж.

10

4.

Край песенный.

7

5.

В мире муз.

2

6.

Люби и знай свой край.

2

35ч

4 класс

1.

Что и как изучает история.

6

2.

Путешествие в глубь времен.

8

3.

Дворянско-купеческий город.

6

4.

Истории немеркнущая слава.

4

5.

Суровые годы Великой Отечественной войны.

5

6.

Наш край сегодня.

4

7.

Люби и знай свой край.

2

35 ч

Всего:

138 ч

Календарно-тематическое планирование

1класс

№ п/п

Тема

По плану

По факту

Моя семья - 8 ч

1.

Что изучает краеведение?

 

 

2.

Что изучает краеведение?

 

 

3.

Мой дом.

 

 

4.

Мир твоего дома.

 

 

5.

Жизнь каждого члена семьи.

 

 

6.

Отношения в семье.

 

 

7.

Моя родословная.

 

 

8.

Я и моё имя.

 

 

Моя школа – 6ч

9.

Я – ученик, я - школьник

 

 

10.

Родная школа

 

 

11.

Трудовая жизнь школы.

 

 

12.

Школьные, семейные традиции и праздники.

 

 

13.

Новый год.

 

 

14.

Рождественские колядки.

 

 

Мой родной город – 12ч

15.

Мой родной город.

 

 

16.

Моё родное село.

 

 

17.

Труд людей в городе и на селе.

 

 

18.

Профессии в моей семье.

 

 

19.

Экскурсия на предприятие.

 

 

20.

Экскурсия на предприятие.

 

 

21.

Мой город.

 

 

22.

Моя улица.

 

 

23.

Наш современный город.

 

 

24.

Правила безопасного поведения.

 

 

25.

Экскурсия по городу.

 

 

26.

Экскурсия по городу.

 

 

Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина – 7ч

27.

Наша Родина – Россия.

 

 

28.

Моя малая родина

 

 

29.

О гербе, флаге и гимне.

 

 

30.

Москва – столица нашей Родины.

 

 

31.

Русский народный костюм. Сто народов – одна страна.

 

 

32.

Я – надежда отечества.

 

 

33.

Земля – общий дом для всех людей.

 

 

Тематическое планирование 2 класс

п/п

Тема

По плану

По факту

История и культура ( 9 ч)

1.

Что такое культура?

 

 

2.

Что такое культура?

 

 

3.

Источники изучения жизни народа.

 

 

4.

Что такое время?

 

 

5.

Что такое время?

 

 

6.

Что такое вещь?

 

 

7.

Что такое вещь?

 

 

8.

Семейная реликвия.

 

 

9.

Путешествие в страну книг.

 

 

История создания вещей ( 5 ч)

10.

Посуда на Руси.

 

 

11.

В старинном доме.

 

 

12.

Обычаи русской старины.

 

 

13.

Для войны и мирной жизни.

 

 

14.

От колеса до ракеты.

 

 

Музей – машина времени ( 5 ч)

15.

Что такое музей?

 

 

16.

Что такое музей?

 

 

17.

Экскурсия в областной музей.

 

 

18.

«Дом веселого чародея»

 

 

19.

«Дом веселого чародея»

 

 

О прошлом говорят ( 6 ч)

 

20.

Костёнки. Путешествие в каменный век.

 

 

21.

Костёнки. Путешествие в каменный век.

 

 

22.

Дивногорье. Рассказ о седой старине.

 

 

23.

Дивногорье. Рассказ о седой старине

 

 

24.

Веневитиново. В гостях у поэта.

 

 

25.

Веневитиново. В гостях у поэта.

 

 

Памятники старины ( 4 ч)

26.

«Каменные ветераны» Воронежа.

 

 

27.

Церковные архитектурные памятники.

 

 

28.

Храмы родного края.

 

 

29.

Памятники на Воронежской земле.

 

 

Моя малая родина ( 4 ч)

30.

История родного города.

 

 

31.

История родного города.

 

 

32.

История родного села.

 

 

33.

История родного села.

 

 

Люби и знай родной край ( 2 ч)

34.

Проверь себя.

 

 

35.

Экскурсия по родному городу.

 

 

Тематическое планирование 3 класс

п/п

Тема

По плану

По факту

Искусство и просвещение ( 6 ч)

1.

Воронежская школа.

 

 

2.

Люди искусства.

 

 

3.

Портретная галерея И.Н. Крамского.

 

 

4.

Портретная галерея И.Н. Крамского.

 

 

5.

Художники – наши земляки.

 

 

6.

Художники – наши земляки.

 

 

В гостях у сказки ( 8 ч)

7.

Духовное богатство народа.

 

 

8.

Как сказки попали в книгу.

 

 

9.

Собиратель сказок А.Н. Афанасьев.

10.

Собиратель сказок А.Н. Афанасьев.

 

 

11.

Сказки бабушки Куприянихи.

 

 

12.

Сказки бабушки Куприянихи.

 

 

13.

Сказочный мир А.Н. Корольковой.

 

 

14.

Сказочный мир А.Н. Корольковой.

 

 

Литературный Воронеж ( 10 ч)

15.

Певец земли Воронежской.

 

 

16.

Певец земли Воронежской.

 

 

17.

«Я – Руси сын».

 

 

18.

«Я – Руси сын».

 

 

19.

Классик детской литературы.

 

 

20.

Классик детской литературы.

21.

История Г.Н. Троепольского о Белом Биме.

 

 

22.

История Г.Н. Троепольского о Белом Биме.

 

 

23.

Писатели – наши земляки.

 

 

24.

Писатели – наши земляки.

 

 

Край песенный ( 7 ч)

25.

М. Е. Пятницкий – руководитель народного хора.

 

 

26.

М. Е. Пятницкий – руководитель народного хора.

 

 

27.

«Лейся песня!» Воронежский русский народный хор.

28.

«Лейся песня!» Воронежский русский народный хор.

 

 

29.

Голоса русской песни.

 

 

30.

Голоса русской песни.

 

 

31.

«С песни по свету»: песенные и танцевальные

коллективы Воронежской области.

 

 

В мире муз ( 2 ч)

32.

Театральные встречи.

 

 

33.

На кукольном представлении.

 

 

Люби и знай свой край ( 2 ч)

34.

Проверь себя.

 

 

35.

Экскурсия по родному городу.






 

Календарно-тематическое планирование по краеведению 4 класс

№ п/п

Тема

По плану

По факту

Что и как изучает история – 6 ч

1.

Как люди узнают о прошлом.

 

 

2.

Как люди узнают о прошлом.

 

 

3.

Лента времени.

 

 

4.

Лента времени.

 

 

5.

История на карте.

 

 

6.

История на карте.

 

 

Путешествие в глубь времени- 8ч

7.

«Город чудный, город древний»

 

 

8.

«Город чудный, город древний»

 

9.

Воронеж-колыбель русского флота.

 

 

10.

Воронеж-колыбель русского флота.

 

 

11.

Петровский парус.

 

 

12.

Петровский парус.

 

 

13.

Петровская эпоха.

 

 

14.

Петровская эпоха.

 

 

Дворянско-купеческий город-6ч

15.

Прогулка по старинному городу.

 

 

16.

Прогулка по старинному городу.

 

 

17.

Традиции русского дворянства.

 

 

18.

Традиции русского дворянства

 

 

19.

На русской ярмарке.

 

 

20.

На русской ярмарке.

 

 

Истории немеркнущая слава-4ч

21.

Свидетель суворовских походов.

 

 

22.

Свидетель суворовских походов.

 

 

23.

«России верные сыны: подвиги воронежцев в Отечественной войне 1812 года.

 

 

24.

России верные сыны: подвиги воронежцев в Отечественной войне 1812 года.

 

 

Суровые годы Великой Отечественной войны-5ч

25.

«Край родной, войною опаленный»

 

 

26.

«Край родной, войною опаленный»

 

 

27.

«Их подвиг бессмертен»

 

 

28.

«Их подвиг бессмертен»

 

 

29.

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

 

 

Наш край сегодня-4ч

30.

Воронеж- столица Центрального Черноземья.

 

 

31.

Воронеж- столица Центрального Черноземья.

 

 

32.

Символика родного края.

 

 






33.

Символика родного края.

 

 

Люби знай родной край-2ч

34.

Проверь себя

 

 

35.

Итоговый урок.