Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Мир текстовых задач 10 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир текстовых задач» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), с учетом примерной программы основного общего образования по математике (Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15),  // Математика для школьников, №3, 2005г.

Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Учебное пособие для учащихся 7-11 классов. – Челябинск. Взгляд, 2005

Дорофеев В.Г. Математика для поступающих в ВУЗы; Пособие /В.Г.Дорофеев, Л.В. Кузнецова, Е.А.Седова – М.:Дрофа, 2001

Захарова А.Е. Несколько задач «про цены» // Математика в школе, №8, 2002.

 

На реализацию программы отводится 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю,    35 учебных недель.

 

1.Панируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:

:

-закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков и умений;

-развитие логического мышления и вычислительных навыков;

-развитие графической  культуры учащихся

-формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;

-расширение и углубление курса математики;

-формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую      деятельность при решении нестандартных задач;

-формирование навыка работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов;

-умение вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.

Освоение курса внеурочной деятельности «Мир текстовых задач» предполагает достижение следующих результатов:

  • в личностном направлении:
  • развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту
  • воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления;
  • развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  • развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот
  • азвитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

 

  • в метапредметном направлении:
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
  • формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  • развитие умений работать с учебным математическим текстом;
  • формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
  • развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
  • формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;

 

  • в предметном направлении:
  • овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  • овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
  • освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
  • понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.

 

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

 

Формы организации  по курсу «Мир текстовых задач» следующие:

  • лекция,
  • беседа,
  • практикум по решению задач,
  • тренировочные упражнения,

 

Основные виды  деятельности  на занятиях:

  • решение занимательных задач;
  • участие в дистанционных математических олимпиадах,
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы;
  • подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике.

Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» включает следующие критерии:

  • участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • участие в городских, региональных, российских  творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • Ø Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироват­ься учителем в портфо­лио ученика.

3. Тематическое планирование

1. Понятие текстовой задачи и их роль в школьном курсе математики (1 ч.)
Понятие текстовой задачи. История использования текстовых задач в России. Текстовые задачи в зарубежной школе. Решение старинных задач.

2. Решение текстовых задач арифметическим способом (2 ч.)
Задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решение задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического.

3.Решение текстовых задач на составление числа (2ч)                                                      Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Задачи на составление многозначного числа по известным зависимостям между его цифрами.

4. Задачи на движение (7 ч.)
Движение навстречу друг другу, движение в одном и противоположных направлениях. Движение по реке. Движение по кольцевым дорогам.  Движение протяжённых тел. Движение с косвенно выраженной скоростью.

5. Задачи на составление тарифных планов.(5 ч.)
Понятие работы и производительности, рассмотреть алгоритм решения задач на работу.  Задачи на составление тарифных планов. Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Задачи на конкретную и абстрактную работу.

6. Задачи на проценты (5 ч.)
Процент. Отношения. Нахождение числа по его части, нахождение части от числа. Простой и сложный процентный рост. Формула сложных процентов.

7. Задачи на смеси и сплавы (5 ч.)
Масса смеси. Массовая концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Объёмная концентрация вещества. Задачи на концентрацию и процентное содержание. Переливание и процентное содержание.

8. Задачи на прогрессии (3 ч.)
Формулы n-го члена  и суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Бесконечная геометрическая прогрессия при |q|<1. Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.

9. Нестандартные способы решения текстовых задач (5 ч.)
Переформулировка задачи. «Лишние» неизвестные. Использование делимости. Решение задач в общем виде


п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Понятие текстовой задачи и их роль  в школьном курсе математики.

1

2.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

2

3.

Решение текстовых задач на составление числа

2

4.

Задачи на движение

7

5.

Задачи на составление тарифных планов.

5

6.

Задачи на проценты

5

7.

Задачи на смеси и сплавы.

5

8.

Задачи на прогрессии.

3

9.

Нестандартные способы решения текстовых задач.

5

 

Итого

35


Календарно-тематическое планирование

10 класс

№ занятия

Дата

Тема занятия

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

обучающегося

план

факт

01.09

 

Основные типы текстовых задач

1

Познакомится  с основными типами текстовых задач. Применять алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с  использованием аппарата алгебры.

08.09

 

Решение задач арифметическим способом.

1

Решать задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решения задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического.

15.09

 

Решение задач арифметическим способом.

1

Решать задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решения задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического.

22.09

 

Решение задач на составление чисел.

1

Решать задачи, в которых используется формула двузначного числа.

 

29.09

 

Решение задач на составление чисел.

1

Решать задачи, в которых используется формула двузначного числа.

 

06.10

 

Задачи на равномерное движение.

1

Решать задачи на равномерное движение в одном направлении, навстречу друг другу, с остановкой в пути.

 

13.10

 

Задачи на движение по реке.

1

Решать задачи на движение по воде.

20.10

 

Задачи на движение по реке.

1

Решать задачи на движение по воде.

27.10

 

Движение по кольцевым дорогам.

1

Решать задачи на движение по окружности.

10.

10.11

 

Движение протяжённых тел.

1

Решать задачи на движение протяженных тел.

11.

17.11

 

Движение с косвенно выраженной скоростью.

1

Решение задач на движение с косвенно выраженной скоростью.

12.

24.11

 

Движение с косвенно выраженной скоростью.

1

Решение задач на движение с косвенно выраженной скоростью.

13.

01.12

 

Задачи на работу.

1

Понятие работы и производительности, зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения, усвоение алгоритма решения задач на работу.

14.

08.12

 

Задачи на работу.

1

Решение задач на работу.

15.

15.12

 

Задачи на планирование.

1

Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы.

16.

22.12

 

Задачи на планирование.

1

Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы.

17.

12.01

 

Задачи на планирование.

1

Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы.

18.

19.01

 

Задачи на проценты.

1

Решение задач на проценты, нахождение числа по его части, нахождение части от числа.

19.

26.01

 

Простой и сложный процентный рост.

1

Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов.

20.

02.02

 

Простой и сложный процентный рост.

1

Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов.

21.

09.02

 

Формула сложных процентов.

1

Применение формулы сложных процентов.

22.

16.02

 

Формула сложных процентов.

1

Применение формулы сложных процентов.

23.

23.02

 

Задачи на смеси и сплавы.

1

Оперирование понятиями : масса смеси, массовая концентрация вещества, процентное содержание вещества, объёмная концентрация вещества. Работа с алгоритмом решения задач на смеси и сплавы.

24.

02.03

 

Задачи на смеси и сплавы.

1

Решение задач на смеси и сплавы.

25.

09.03

 

Задачи на разбавление.

1

Применение алгоритма решения  задач на смеси и сплавы.

26.

16.03

 

Задачи на разбавление.

1

Применение алгоритма решения  задач на смеси и сплавы.

27.

23.03

 

Задачи на разбавление.

1

Применение алгоритма решения  задач на смеси и сплавы.

28.

06.04

 

Задачи на прогрессии.

1

Применение формулы n-го члена  и суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий.

29.

13.04

 

Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.

1

Решение комбинированных задач на арифметическую и геометрическую прогрессии.

30.

20.04

 

Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.

1

Решение комбинированных задач на арифметическую и геометрическую прогрессии.

31.

27.04

 

Нестандартные методы решения задач.

1

Решение нестандартных задач (переформулировка задачи, «лишние» неизвестные)

32.

04.05

 

Нестандартные методы решения задач.

1

Решение нестандартных задач (переформулировка задачи, «лишние» неизвестные)

33.

11.05

 

Нестандартные методы решения задач.

1

Решение нестандартных задач  с использованием делимости, решение задач в общем виде.

34.

18.05

 

Нестандартные методы решения задач.

1

Решение нестандартных задач  с использованием делимости, решение задач в общем виде.

35.

25.05

 

Нестандартные методы решения задач.

1

Решение нестандартных задач  с использованием делимости, решение задач в общем виде.

Итого

35