Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Азбука здоровья

Рабочая программа курса

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования  (утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373),    авторской   программы  Обуховаой Л.А., Лемяскиной Н.А., Жиренко О.Е. Программа внеурочной деятельности по курсу «Азбука здоровья» для начальной школы. – Воронеж, 2014г.

Программа рассчитана на 138ч. в 1-4 классах. На изучение курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья» в каждом классе отводится по 1 ч в неделю: 1 класс – 33 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы – по 35 ч (35 учебных недель).

 

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;  сформированность  основ российской, гражданской идентичности.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному  направлению «Азбука здоровья»  является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

будет  сознательное  отношение  обучающихся  к  собственному  здоровью  во  всем  его

проявлениях.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

1 КЛАСС

На первом году обучения учащиеся узнают, как  заботиться об органах чувств, правильно ухаживать за зубами, руками и ногами; учатся правильному  питанию, узнают, как сон сделать полезным, знакомятся с правилами поведения в школе, обучаются искоренять свои вредные привычки не только на теоретических занятиях, но и в играх.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ"

1 класс (33 часа)

Тема 1. Дружи с водой (2ч)  Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.

Тема 2. Забота о глазах (1 ч)  Глаза – главные помощники человека.

Тема 3. Уход за ушами. (1ч) Чтобы уши слышали.

Тема 4. Уход за зубами (3ч)  Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой.

Тема 5. Уход за руками и ногами (1 ч)  «Рабочие инструменты» человека.

Тема 6. Забота о коже (3ч) Зачем человеку кожа.  Надёжная защита организма. Если кожа повреждена.

Тема 7. Как следует питаться (2 ч)  Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая Пища для всей семьи.

Тема 8. Как сделать сон полезным (1 ч)  Сон – лучшее лекарство.

Тема 9. Настроение в школе (1 ч)  Как настроение?

Тема  10. Настроение после школы(1 ч)  Я пришёл из школы.

Тема 11. Поведение в школе (2 ч)  Я – ученик.

Тема 12. Вредные привычки (2 ч)

Тема 13. Мышцы, кости и суставы (2 ч)  Скелет – наша опора. Осанка – стройная спина.

Тема 14. Как закаляться (1 ч)  Если хочешь быть здоров.

Тема 15. Как правильно вести себя на воде (1 ч)  Правила безопасности на воде.

Тема 16. Игры и упражнения на воде (5ч.) Обучение плаванию

Тема 17. Народные игры.(2 ч) Русская игра «Городки»

Тема 18. Подвижные игры (1ч)

Тема 19. Доктора природы(1 ч) Обобщение

ФОРМЫ РАБОТЫ В ПЕРВОМ КЛАССЕ:

ü  Экскурсии

ü  Игры

ü  Практические занятия

ü  Воспитательное мероприятие

ü  Викторины

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Азбука здоровья»

1 КЛАСС (33 часа)

Тема занятия

Количество часов

1.

Дружи с водой.

2

2.

Забота о глазах.

1

3.

Уход за ушами.

1

4.

Уход за зубами.

3

5.

Уход за руками и ногами.

1

6.

Забота о коже.

3

7.

Как следует питаться.

2

8.

Как сделать сон полезным.

1

9.

Настроение в школе.

1

10.

Настроение после школы

1

11.

Поведение в школе

2

12.

Вредные привычки.

2

13.

Мышцы, кости и суставы.

2

14.

Как закаляться.

1

15.

Как правильно вести себя на воде.

1

16.

Игры  и упражнения на воде.

5

16.

Народные игры.

2

17.

Подвижные игры.

1

18.

Доктора природы.

1

Всего: 33 часа

2 КЛАСС

На втором году обучения  учащиеся знакомятся с правилами безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде;  обучаются правилам обращения с огнём;  как уберечься от поражения электрическим током; уберечься от порезов, ушибов, переломов. Обучаются правилам оказания  первой медицинской помощи.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ"

2 класс – 35 часа

Тема 1. Почему мы болеем (3ч)  Причины болезни.  Признаки болезни.  Как здоровье?

Тема 2. Кто и как предохраняет нас от болезней (2ч)  Как организм помогает себе сам.   Здоровый образ жизни

Тема 3. Кто нас лечит (1ч)  Какие врачи нас лечат

Тема 4. Прививки от болезней (2ч) Инфекционные болезни. Прививки от болезней

Тема 5. Что нужно знать о лекарствах (2)  Какие лекарства мы выбираем. Домашняя аптечка

Тема 6. Как избежать отравлений (2ч)  Отравление лекарствам Пищевые отравления

Тема 7. Безопасность при любой погоде (2ч)  Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза

Тема 8. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте (2ч)Опасность в нашем доме Как вести себя на улице

Тема 9. Правила безопасного поведения на воде (1ч)  Вода – наш друг

Тема 10. Правила общения с огнём (1ч)  Чтобы огонь не причинил вреда

Тема 11. Как уберечься от поражения электрическим током (1ч)  Чем опасен электрический ток

Тема 12. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. (1ч)  Травмы

Тема 13. Как защититься от насекомых (1ч) Укусы насекомых

Тема 14. Предосторожности при обращении с животными (1ч) Что мы знаем про кошек и собак

Тема 15. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом (2ч) Отравление ядовитыми веществами. Отравление угарным газом

Тема 16. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожениях (2ч) Как помочь себе при тепловом ударе. Как уберечься от мороза

Тема 17. Первая помощь при травмах (3ч) Растяжение связок и вывих костей. Переломы. Если ты ушибся и порезался

Тема 18. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос (1ч) Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее

Тема 19. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек (1ч) Укусы змей

Темпа 20. Сегодняшние заботы медицины(3ч). Расти здоровым. Воспитай себя. Я выбираю движение. Итог.

ФОРМЫ РАБОТЫ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ:

ü  Экскурсии

ü  Игры

ü  Практические занятия

ü  Воспитательное мероприятие

ü  Викторины

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Азбука здоровья».

2 КЛАСС (35 часа)

Тема занятия

Количество часов

1.

Почему мы болеем.

3

2.

Кто и как предохраняет нас от болезней.

2

3.

Кто нас лечит.

1

4.

Прививки от болезней.

2

5.

Что нужно знать о лекарствах.

2

6.

Как избежать отравлений.

2

7.

Безопасность при любой погоде.

2

8.

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

2

9.

Правила безопасного поведения на воде.

1

10.

Правила обращения с огнём.

1

11.

Как уберечься от поражения электрическим током.

1

12.

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.

1

13.

Как защититься от насекомых.

1

14.

Предосторожности при обращении с животными.

1

15.

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.

2

16.

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.

2

17.

Первая помощь при травмах.

3

18.

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

1

19.

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.

1

20.

Сегодняшние заботы медицины.

4

Всего – 35 часа

3 КЛАСС

В третьем классе учатся уважительному отношению к родителям, близким; учатся выбирать друзей; воспитывают в себе чувство сострадания к беспомощным и больным; усваивают правила  поведения в общественных местах.

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ"

3 класс – 35 часа

Тема 1. Чего не надо бояться(1ч)  Как воспитывать уверенность и бесстрашие

Тема 2. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным(2ч)  Учимся думать. Спеши делать добро.

Тема 3. Почему мы говорим неправду(2ч)  Поможет ли нам обман. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках

Тема 4. Почему мы не слушаемся родителей(2ч) Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга

Тема 5. Надо ли уметь сдерживать себя(2ч)   Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность

Тема 6. Не грызи ногти, не ковыряй в носу(2ч) Как отучить себя от вредных привычек. Как отучить себя от вредных привычек (продолжение)

Тема 7. Как относиться к подаркам(2ч) Я принимаю подарок. Я дарю подарок

Тема 8. Как следует относиться к наказаниям(1ч)  Наказание

Тема 9. Как нужно одеваться(1ч)  Одежда

Тема 10. Как вести себя с незнакомыми людьми(1ч)  Ответственное поведение

Тема 11. Как вести себя, когда что – то болит(1ч)  Боль

Тема 12. Как вести себя за столом(2ч)  Сервировка стола. Правила поведения за столом

Тема 13. Как вести себя в гостях(1ч)  Ты идёшь в гости

Тема 14. Как вести себя в общественных местах(2ч)  Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, в кино, школе

Тема 15. «Нехорошие слова». Недобрые шутки(2ч)  Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону

Тема 16. Что делать. Если не хочется в школу(1ч)  Помоги себе сам

Тема 17. Чем заняться после школы(1ч) Умей организовать свой досуг

Тема 18. Как выбрать друзей(2ч)  Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом

Тема 19. Как помочь родителям(1ч) Как доставить родителям радость

Тема 20. Как помочь больным и беспомощным(2ч) Если кому – нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро

Тема 21 Повторение(4ч) Огонёк здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни. Итог.

ФОРМЫ РАБОТЫ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ:

ü  Экскурсии

ü  Игры

ü  Практические занятия

ü  Воспитательное мероприятие

ü  Викторины

ü  Дискуссии

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Азбука здоровья».

3 класс (35 часа)

 

Тема занятия

Количество часов

1.

Чего не  надо бояться.

1

2.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

2

3.

Почему мы говорим неправду.

2

4.

Почему мы не слушаемся родителей.

2

5.

Надо уметь сдерживать себя.

2

6.

Не грызи ногти, не ковыряй в носу.

2

7.

Как относиться к подаркам.

2

8.

Как следует относиться к наказаниям.

1

9.

Как нужно одеваться.

1

10.

Как вести себя с незнакомыми людьми.

1

11.

Как вести себя, когда что-то болит.

1

12.

Как вести себя за столом.

2

13.

Как вести в гостях.

1

14.

Как вести себя в общественных местах.

2

15.

«Нехорошие слова».  Недобрые шутки.

2

16.

Что делать, если не хочется в школу.

1

17.

Чем заняться после школы.

1

18.

Как выбрать друзей.

2

19.

Как помочь родителям.

1

20.

Как помочь беспомощным и больным.

2

21.

Повторение.

4

Всего-35 часа

4 КЛАСС

Учащиеся воспитывают в себе нравственные и этические качества; уверенность и бесстрашие; сдержанность;  умение преодолевать вредные привычки. Учатся заботиться о себе и своей семье.

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ"

4 КЛАСС – 35 часа

Тема 1. Наше здоровье(4ч) Что такое здоровье. Что такое эмоции. Чувства и поступки. Стресс.

Тема 2.Как помочь сохранить себе здоровье(3ч)  Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать.

Тема 3.Что зависит от моего решения(2ч)  Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение.

Тема 4.Злой волшебник – табак(1ч)  Что мы знаем о курении

Тема 5. Почему некоторые привычки называются вредными(5ч)  Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.

Тема 6. Помоги себе сам(1ч)  Волевое поведение.

Тема 7. Злой волшебник – алкоголь(3ч)  Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор

Тема 8. Злой волшебник – наркотик(2ч)  Наркотик. Наркотик – тренинг безопасного поведения.

Тема 9. Мы – одна семья(2ч)  Мальчишки и девчонки. Моя семья.

Тема 10. Повторение(12ч) Дружба. День здоровья. Умеем ли мы правильно питаться. Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули. Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо. КВН «Наше здоровье». Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Будьте здоровы. Итог.

ФОРМЫ РАБОТЫ В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ:

ü  Экскурсии

ü  Игры

ü  Практические занятия

ü  Воспитательное мероприятие

ü  Викторины

ü  Дискуссии

ü  КВН

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Азбука здоровья».

4 класс (35 часа)

Тема занятия

Количество часов

1.

Наше здоровье.

4

2.

Как помочь сохранить здоровье.

3

3.

Что зависит от моего решения.

2

4.

Злой волшебник – табак.

1

5.

Почему некоторые привычки называются вредными.

5

6.

Помоги себе сам.

1

7.

Злой волшебник – алкоголь.

3

8.

Злой волшебник – наркотик.

2

9.

Мы – одна семья.

2

10.

Повторение.

12

Всего-35 часа