Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Хронограф

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897), с учетом примерной программы основного общего образования по истории России) (Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15; авторской программы Данилова А.А., Д.Н. Журавлева, Барыкина И.Е. «История России» 6-9 классы. – Москва: Просвещение, 2016г.

На изучение курса внеурочной деятельности  в 9 классе  отводится 34 часов в год, из расчета 1 час в неделю, 34 учебных недель.

1.  Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами освоения учащимися    являются:

• формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;

• приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;

• освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России;

• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.

Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:

• способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;

• способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;

• умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

• овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

• готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;

• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).

 

На предметном уровне  учащиеся научатся:

• датировать важнейшие события и процессы в истории России ,характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;

• читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;

• характеризовать важные факты отечественной истории, классифицировать и группировать их по различным признакам;

• рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;

• составлять описание образа жизни различных групп населения России, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории России;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России; б) эволюции политического строя (включая понятия «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире; г) художественной культуры России.;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Нового времени (социальных движений, реформ, взаимодействия между народами и странами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «абсолютизм», «Просвещение» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода;

Учащиеся получат возможность научиться:

• давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени;

• сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России.;

• образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;

• самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране.

В целом на предметном уровне у учащихся будут сформированы:

• целостное представление об историческом пути России, как о важном периоде отечественной истории, в течение которого развивалась российская цивилизация, складывались основы российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского общества, шли процессы этнокультурной, религиозной, социальной самоидентификации;

• яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры российской истории;

• представления о политике исторической памяти в России.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Образование государства Русь -2 ч.

Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Русь в конце X — начале XII в- 2 ч.

Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор.

Русь в середине ХII — начале XIII в. -1 ч.

Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного троя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Русские земли в середине XIII — XIV в.- 2 ч.

Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Формирование единого Русского государства -2 ч.

Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Расширение международных связей Московского государства.Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.

Россия в XVI в.  – 2 ч.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа. Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства. Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Войны с Крымским ханством. Ливонская война. Полиэтнический характер населения Московского царства. Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.

Россия в XVII в. – 2 ч.

Смутное время, дискуссия о его причинах.

Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъем национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.

Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.

Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.

Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в. -3 ч.

Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие  промышленности.  Мануфактуры  и  крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать.  Ревизии.  Особенности  российского  крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Табель о рангах. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.

Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания.  Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки. Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов. Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре.

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.

Российская империя 1725-1762 гг- 3  ч.

Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.

Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления  внешней  политики.  Россия  и  Речь  Посполитая. Русско-турецкая  война  1735—1739  гг.  Русско-шведская война  1741—1742  гг.  Начало  присоединения  к  России казахских  земель.  Россия  в  Семилетней  войне  1756— 1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.

Российская империя в период правления Екатерины II -  3 ч.

Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Даль-него Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика.

Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.

Россия при Павле I- 1 ч.

Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя поли-тика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.

Россия в первой четверти XIX в. - 3 ч.

Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.

Международное    положение     России.          Основные      цели и            направления внешней политики. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу.  Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.

Россия во второй четверти XIX в. – 2  ч.

Николаевская эпоха: государственный консерватизм Император      Николай I. Сочетание реформаторских и          консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.

Общественная мысль и общественные движения. Россия и     Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в

Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами.

Россия в эпоху Великих реформ – 2 ч.

Император Александр II и основные направления его внутренней политики. Отмена крепостного права, историческое значение реформы. Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Нарастание социальных противоречий. Политические реформы 1860—1870-х гг. Становление общественного  самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения.

Россия в 1880—1890-е гг.- 1 ч.

Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма.

Россия в начале XX в. - 2 ч.

Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация. Политическая система Российской империи начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.

Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905— 1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.

Реформы П. А. Столыпина и их значение. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема

Количество часов

Образование государства Русь

2

1

Формирование княжеской власти

1

2

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1

 

Русь в X – первой половине XII в.

2

3

Русское государство при Ярославе Мудром

1

4

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1

Русь в середине ХII — начале XIII в.

1

5

Политическая раздробленность на Руси

1

Русские земли в середине XIII — XIV в.

2

6

Батыево нашествие на Русь

1

7

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1

Формирование единого Русского государства

2

8

Московское княжество в первой половине XV в. Иван III.

1

9

Распад Золотой Орды и его последствия

1

Россия в XVI в.

2

10

Правление Ивана IV. Реформы Избранной рады. Опричнина.

1

11

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

1

Россия в XVII в.

2

12

Смута в Российском государстве

1

13

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

1

 

Россия в конце XVII- первой четверти XVIIIвв.

3

14

Реформы управления Петра I

1

15

Великая Северная война 1700—1721 гг.

1

16

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ

1

 

Российская империя 1725-1762 гг.

3

17

Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762)

1

18

Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг

1

19

Внешняя политика России в 1725—1762 гг.

1

 

Российская империя в период правления Екатерины II

3

20

Внутренняя политика Екатерины II

1

21

Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва

1

22

Внешняя политика Екатерины II

1

 

Россия при Павле I

1

23

Внутренняя  и внешняя политика Павла I

1

 

Россия в первой четверти XIX в.

3

24

Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

1

25

Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии

1

26

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

1

 

Россия во второй четверти XIX в.

2

27

Общественное движение при Николае I

1

28

Внешняя политика Николая I.

1

 

Россия в эпоху Великих реформ

2

29

Проведение Александром II Либеральных реформ.

1

30

Общественное движение при Александре II и политика правительства

1

 

Россия в 1880—1890-е гг.

1

31

Александр III: особенности внутренней и внешней политики.

1

 

Россия в начале XX в.

2

32

Внутренняя и внешняя политика Николая II и начале XX в.

1

33.

Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Реформы П.А. Столыпина

1

 

Итоговое повторение

1

34.

Итоговое повторение