Принято

педагогическим советом

МБОУ СОШ № 22

Протокол от 24.03.2020  № 10

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 22

_____________ Н.Н. Ломец

Приказ от 24.03.2020  № 86

Положение
об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

1. Общие положения

1.1.  Настоящее Положение устанавливает правила реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 22 имени генерала армии Черняховского И.Д.» (далее МБОУ СОШ № 22) общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

1.2.   Положение разработано в соответствии с:

‒        Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции 1 марта 2020 года);

‒        Приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";

‒        Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом МОиН РФ 
№ 1015 от 30.08.2013;

‒        Уставом МБОУ СОШ № 22.

1.3.   Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ст. 16 п.1 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»).

Электронное обучение (далее ЭО) – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

1.4.   МБОУ СОШ № 22 вправе использовать ЭО и ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения общего образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных или практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

1.5.   Образовательные программы могут реализовываться в смешанном (комбинированном) режиме – в зависимости от специфики образовательных задач и представления учебного материала.  Соотношение объема проведенных часов, лабораторных и практических занятий с использованием ЭО и ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется МБОУ СОШ № 22 в соответствии с образовательными программами с учетом потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной деятельности.

1.6.   ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном взаимодействии педагогического работника с обучающимися для решения задач персонализации образовательного процесса.

1.7.    МБОУ СОШ № 22 доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

1.8.    ЭО и ДОТ обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных технологий обучения.

1.9.   Образовательная деятельность, реализуемая в дистанционной форме, предусматривает значительную долю самостоятельных занятий обучающихся школы, методическое и дидактическое обеспечение этой деятельности со стороны МБОУ СОШ № 22, а также регулярный систематический контроль и учет знаний учащихся.

1.10. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype-общение; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.

1.11.  Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят отражение в рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам. В обучении с применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности:

‒       лекции;

‒       консультации;

‒       видеоконференции;

‒       семинары;

‒       практические занятия;

‒       лабораторные работы;

‒       контрольные работы;

‒       самостоятельные внеаудиторные работы;

‒       научно-исследовательские работы;

‒       дистанционные конкурсы, олимпиады.

1.12.     Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие организационные формы (элементы) дистанционного обучения:

‒       работа с ЭОР, электронными учебниками, образовательными платформами;

‒       просмотр видео-лекций;

‒       прослушивание аудиозаписей;

‒       компьютерное тестирование;

‒       изучение печатных и других учебных и методических материалов.

1.13.   Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществляться в следующих режимах:

‒       тестирование on-line;

‒       консультации on-line;

‒       предоставление методических материалов (в т.ч. с использованием электронной почты, облачных сервисов);

‒       сопровождение off-line (проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации).

2. Цели и задачи

2.1.  Основной целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.

2.2.  Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения способствует решению следующих задач:

‒       Создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения;

‒       Повышение качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий;

‒       Открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время;

‒       Создание единой образовательной среды  школы;

‒       Повышение эффективности учебной деятельности, интенсификации самостоятельной работы обучающихся;

‒       Повышение  эффективности организации учебного процесса.

2.3.   Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются:

‒       Принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания;

‒       Принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;

‒       Принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;

‒       Принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения;

‒       Принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;

‒       Принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и педагогическим работникам необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;

‒       Принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся.

2.4.    Основными направлениями деятельности являются:

‒       Обеспечение возможности применения ЭО и ДОТ в учебной и внеурочной деятельности;

‒       Обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин;

‒       Обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

‒       Обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях, олимпиадах, конкурсах.

3. Участники образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ

3.1.   Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются: обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники МБОУ СОШ № 22, родители (законные представители) обучающихся.

3.2.    Права и обязанности обучающихся, осваивающие общеобразовательные программы с использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством Российской Федерации.

3.3.    Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется для обучающихся по основным направлениям учебной деятельности.

3.4.   Педагогическим работникам, обучающимся, осуществляющим обучение с использованием ЭО и ДОТ, предоставляется авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам.

3.5.   Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные. Разработанные курсы должны соответствовать содержанию ФГОС НОО и ООО, ФКГОС.

3.6.   Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т.п.).

3.7.    Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов.

4. Организация дистанционного и электронного обучения

4.1.   МБОУ СОШ № 22 обеспечивает каждому обучающемуся возможность авторизованного доступа к платформе Дневниик.ру, используемой в качестве основного информационного ресурса, а также осуществляет учебно-методическую помощь обучающимся.

4.2.   При оценке результатов обучения МБОУ СОШ № 22 обеспечивает контроль соблюдения условий проведения оценочных мероприятий.

4.3.    При использовании ЭО и ДОТ осуществляются следующие виды учебной деятельности:

‒       Самостоятельное изучение учебного материала;

‒       Учебные занятия (лекционные и практические);

‒       Консультации;

‒       Текущий контроль;

‒       Промежуточная аттестация.

4.4.     Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в МБОУ СОШ № 22  может  осуществляться по следующим моделям:

‒       Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися;

‒       Модель опосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися;

4.5.    Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися реализуется с использованием технологии смешанного обучения.

Смешанное обучение – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.

4.6.    Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися реализуется с использованием технологии дистанционного обучения.

Дистанционное обучение (ДО) – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение без непосредственного контакта между педагогами и обучающимися.

4.7.    Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися может быть организована с разными категориями:

‒       Обучающиеся, проходящие подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах на заключительных этапах;

‒       Обучающиеся с высокой степенью успешности в освоении программ;

‒       Обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине (болезнь, участие в соревнованиях, конкурсах);

‒       Обучающиеся в семейной форме.

4.8.    Заместители директора по УВР выявляют потребности обучающихся 1-11 классов в дистанционном обучении с целью углубления и расширения знаний по отдельным темам, контролируют процесс использования ЭО и ДОТ в МБОУ СОШ № 22, вносят предложения об улучшении форм и методов их использования в образовательной деятельности.

4.9.   Учителя-предметники на заседаниях ШМО делятся опытом использования элементов ЭО и ДОТ в образовательной деятельности.

4.10.  Родители (законные представители) обучающихся обеспечивают контроль выполнения ребенком учебного графика и заданий, а также выполнения валеологических рекомендаций;

4.11.  МБОУ СОШ № 22 ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства РФ.

5. Заключительные положения

5.1.   Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового в рамках действующего нормативного законодательного регулирования в области общего образования.

5.2.   Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение об организации дистанционного обучения, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.

5.3.   После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.